Классификация потребностей

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).
Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.
Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви.
Идеальные – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.
Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста).

Первый класс включает в себя:
--физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),
--потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),
--изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),
--биологические (по П. В. Симонову),
--материальные (по Ф. М. Достоевскому).
Второй класс потребностей это:
--потребности в уважении и любви, самоуважении, самоактуализации (по А. Маслоу),
--познавательные, в том числе и познания смысла жизни,
--потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),
--социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).
Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации.

Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности.

Потребность в аффилиации (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии (-это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания). Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффилиации.
Потребность в доминировании
– возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности.Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.
Потребность в познании. Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае у студентов мед. вузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: