double arrow

Закон возвышения потребностей

В истории человечества действует закон возвышения потребностей, т.е. такого взаимодействия общественного производства и потребления, которое обеспечивает удовлетворение производством постоянно воспроизводимых на более высоком уровне потребностей общества и его граждан. ”Этот закон возвышения потребностей,- отмечал В.И.Ленин, - с полной силой сказался в истории Европы – сравнить, например, французского пролетария конца XVIII и конца XIX в. или английского рабочего 1840-х годов и современного. Этот же закон проявляет свое действие и в России: быстрое развитие товарного хозяйства и капитализма в пореформенную эпоху вызывало и повышение уровня потребностей крестьянства…”.

Действительно, история Европы в еще большей перспективе, чем XVIII – XX веков, нагляднее демонстрирует действие данного закона. С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.

Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением железных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного – господствующего в обществе класса. За счет низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше – политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, которое и пришло на смену религиозному.

Дальнейшее развитие производства за счет совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.

Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в середине XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял все возможности для роста духовных потребностей. Однако автоматической реализации этих возможностей не произошло.

Закон возвышения потребностей продолжает действовать и в настоящее время. Вместе с тем современная эпоха (как эпоха перехода от индустриальной к информационной цивилизации) выявила его внутреннюю противоречивость. Она существовала и раньше, но была скрыта антагонистической борьбой основных классов общества, борьбой угнетенных классов за достойное человеческое существование. Когда же эти задачи были решены и антагонизм социальных классов ушел в прошлое, перед наиболее развитыми странами мира встали проблемы противоречивости действия закона возвышения потребностей. И главная из них – это проблема соотношения материальных и духовных потребностей в развитии человека.

Марксистско-ленинское решение этой проблемы, насаждаемое всеми средствами пропаганды в социалистических странах, обусловлено идеологической ориентацией на построение коммунистического общества. В соответствии с этим возвышение потребностей понималось как не столько “ расширение или интеллектуализация потребностей, использование для их удовлетворения все более совершенных в техническом отношении предметов потребления, сколько… процесс совершенствования структуры потребностей личности, ее поступательное всестороннее развитие, знаменующее высокий уровень социализации, коммунистической сознательности и убежденности”.

Марксистское сведение сущности человека к его социализации и подчинение ей закона возвышения потребностей несостоятельно. Это убедительно показал опыт существования в XX веке социалистических обществ, в которых все воспитание подрастающего поколения ориентировалось на социализацию личности, то есть на подчинение ее существующим общественным порядкам, на превращение человека в простой винтик большой общественной машины.

В условиях существования антагонистических классов выдвижение социализации в понимании человека на первый план было оправданным и необходимым. Это способствовало сплочению угнетенных классов и слоев общества в борьбе за улучшение своей жизни и соответственно за прогрессивное развитие общества. Теперь же, когда исчез антагонизм классов и общество достигло высокой сплоченности, успешное развитие его зависит от индивидуальности, то есть от развития индивидуальных способностей и талантов каждого человека, от максимальной творческой отдачи от каждого индивида.

Таким образом, сущность закона возвышения потребностей заключается в максимальном развитии потребностей с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всех потребителей – как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Они обусловлены конкретно – историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. В каждом конкретно-историческом обществе складывается свой достойный уровень жизни. Это не обязательно среднестатистический уровень жизни, который при резкой поляризации общества на богатых и бедных не отражает реальной жизни народа. Это и не обязательно тот уровень жизни, который общество в состоянии обеспечить подавляющему большинству свои граждан при существующем уровне технико-технологического и культурного развития. Ибо он может быть ниже, как, например, в Советском союзе или современной России, в которых из-за неэффективности власти и ее равнодушия к нуждам народа всегда отставал и сейчас отстает от технико-технологического и культурного развития общества.

Достойный уровень удовлетворения потребностей, присущий современному человеку, демонстрируют наиболее развитые страны. Обеспечиваемый ими уровень потребления является образцом к достижению, которого стремятся менее развитые страны.

Отсутствие автоматизма в действии закона возвышения потребностей обусловлено включенностью в него не только объективных, но и субъективных факторов общественного развития, т.е. зависимостью его не только от конкретно-исторического состояния техники, технологии, культуры, темпов их развития, но и от воспитания, образования, ценностных ориентаций индивидов, их желаний и стремлений, отношения к самим себе и т.д. Каждый индивид в рамках объективных условий своего существования сам определяет пределы своего развития, формы и меру самореализации в жизни. Это особенно заметно на духовных потребностях индивида. Если развитие и удовлетворение материальных потребностей зависит прежде всего от уровня материального развития общества, то состояние духовных потребностей индивида определяются прежде всего им самим. Он сам определяет, какие из них развивать, как, в каком направлении и до какой степени.

Конечно, между материальными и духовными потребностями индивида есть определенная связь. Если индивид не может даже на минимально необходимом уровне удовлетворять свои материальные потребности (из-за низкого уровня материального развития общества или своего социального положения), то у него и не возникает желания развивать духовные потребности. Как гласит пословица: “Голодное брюхо к ученью глухо”. Однако и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей нет автоматического роста духовных потребностей.

Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида. И не просто желание в каком-то духовном направлении (например, сочинять стихи или писать романы). Если у индивида нет к этому способностей или хотя бы задатков, то он будет заниматься бесполезной и для себя, и для общества деятельностью (например, графоманством). Поэтому желание индивида развивать свои духовные потребности должно проистекать из его индивидуальности, из его вражденных задатков, способностей, талантов. Только в этом случае деятельность индивида будет плодотворной и для него, и для общества. И соответственно будет вести к возвышению духовных потребностей.

Далее встает важный вопрос: почему и когда у индивида возникает желание развивать свои духовные потребности?

Отвечая на него, надо признать, что это связано с уровнем культурного развития индивида. Всякая человеческая деятельность как противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания есть по своей глубинной сути творение либо усвоение культуры, т.е. развитие культуры (общественной в первом случае и индивидуальной во втором). Основы этого процесса закладываются в той или иной мере с детства, в ходе воспитания и образования индивида. Совпадение этих основ с врожденными задатками и способностями к творчеству в каком-либо виде деятельности (литературном, техническом, кулинарном, столярном, научном и т.д.) и порождает у индивида желание развивать свои соответствующие потребности. И напротив, несовпадение основ творчества с задатками и способностями либо отсутствие основ творчества из-за недостатков воспитания и образования, либо отсутствие задатков и способностей к творческой деятельности не вызывают у индивида желания развивать свои потребности. В этом случае люди чаще всего ориентируются на то, как принято в той или иной социальной группе либо в обществе удовлетворять потребности, и стремятся реализовать это в своей жизни.

Что же касается развития материальных потребностей индивида, то оно обусловлено преимущественно объективными условиями его жизни, уровнем развития общественного производства и материальной культуры общества. Индивидуальное своеобразие человека сказывается на этом процессе незначительно. Если возвышение духовных потребностей может идти беспредельно, не имеет ограничений, то рост материальных потребностей ограничен материальным развитием общества. Человек, как бы ему сильно не хотелось, не может использовать, например, в качестве транспортного средства летающую тарелку, ибо ни в одной стране она пока не существует. А вот, развивая свои духовные потребности и реализуя их, индивид может намного опередить свое время, как это сделал, к примеру, писатель фантаст Жюль Верн.

Наконец, требует ответа вопрос о содержании закона возвышения потребностей. В каком смысле можно говорить о возвышении потребностей? Понятие “возвышение ” связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом надо признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателем развития человека является качественное состояние его потребностей. Например, если у индивида потребность в музыке выражается в желании слушать ее, то это один уровень развития данной потребности. Если выражается в желании и умении играть на музыкальном инструменте, то это - другой, более высокий уровень музыкальной потребности. А если выражается в желании и умении сочинять музыку, то это – третий, высший уровень. Поэтому закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.


Сейчас читают про: