Коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда публичные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Современная политико-правовая жизнь невозможна без коррупции, потому что общество не находит позитивных ресурсов для борьбы с этим социально-политическим феноменом. Коррупция имеет множество форм проявлений: взяточничество, фаворитизм, протекционизм, непотизм, коррупционный лоббизм, незаконное использование государственной и муниципальной собственности и другие.[10]
Слово лоббизм происходит от слова lobby – кулуары (коридоры). Многие по этому поводу иронично шутят, что лоббист это тот, кто знает в какой кабинет занести чемодан с деньгами.[11]
Коррупция не является методом лоббирования, но одной из форм проявления коррупции является про-лоббизм или коррупционный лоббизм.
О том, что власть коррумпирована, т.е. в теневом режиме оказывает бизнесу посильные услуги, знают все. Несмотря на кажущуюся конспиративность, эта тема является одной из наиболее популярных в СМИ. Помимо банальной покупки административных услуг существует технологически оформленный процесс «политического инвестирования», при котором бизнес, используя теневые ресурсы, покупает место во власти, ставя на него своего человека.
Но почему же так получилось? А потому, что в России демократическая политическая система формировалась в эпоху криминальной приватизации, в условиях духовного кризиса, социальной и экономической деградации общества, отсутствия в стране элементов гражданского общества. В такой ситуации возникший российский лоббизм как неформальный политический институт имел криминально-коррупционный оттенок. За модным словом «лоббизм» в высших институтах власти страны шла ожесточенная борьба главным образом внутри политических институтов, за доступ к ресурсам, дележу бывшей государственной собственности страны. Именно тогда формирующаяся российская модель неформального института лоббизма становилась фактором коррумпирализации политического процесса. Именно тогда сложились некоторые характерные черты функционирования политической системы современной России, которые определили характер российской модели лоббизма. Можно сказать, что российский лоббизм был порождением новой, коррумпированной по своей природе, политической системы и он же сам стал важнейшим фактором системной коррупции политического процесса страны. Конкретно это проявлялось в:
- нарушении принципа разделения властей. В стране до настоящего времени на всех уровнях власти и общества отсутствует уважение к закону;
- выборочном принципе подхода к борьбе с коррупцией. Видимость борьбы с коррупцией государство формирует за счет его борьбы по преимуществу только с низовой коррупцией, с людьми, которые по вине государства живут за чертой бедности;
- дефиците нравственности власти и общества и отсутствии у политического класса исторической ответственности перед страной;
- отсутствии в стране действительно независимого института суда.
Эти и другие факторы при отсутствии в стране федерального закона о регулировании лоббистской деятельности в федеральных и региональных органах государственной власти создавали и продолжают создавать питательную базу для поддержки российской коррупции ресурсами групп давления состоятельных граждан нашей страны.
Коррупцию нельзя объяснить только лишь моральным падением, нечестностью отдельных представителей власти, их индивидуальным поведением. Она является индикатором определенных общественных отношений, одним из проявлений связи между формальными и неформальными элементами системы.[12]
Эксперт фонда ИНДЕМ Владимир Римский, отмечает, что сейчас в России лоббизм коррупционный, слабо регулирующийся нормами морали: «В России действую нормы нецивилизованного лоббизма, и перейти к цивилизованной форме только с помощью закона, на мой взгляд, нереально. Потому что нецивилизованно лоббировать свои интересы выгодно. К примеру, проще по знакомству договориться и получить госзаказ», – рассуждает Римский.
К примеру, рассказывает эксперт, как делается нецивилизованное лоббирование сегодня: конкурсная документация пишется так, чтобы в конкурсе победила та компания, которая должна победить, а все остальные по тем или иным критериям просто не подходят. Цивилизованный же лоббизм – это когда в конкурсе на госзаказ компании участвуют в честной конкуренции, лоббируют свои интересы путем аргументов и убеждения общественности, органов власти в своей эффективности, высоком качестве работ и т.д.
«Даже если нормы цивилизованного лоббизма будут логично и рационально прописаны в законе, вряд ли они будут приниматься нашими лоббистами. Они сами должны прийти к тому, что им выгоднее цивилизованно вести эту деятельность. Но сами лоббисты не выходят с предложением юридически оформить институт лоббизма».[13]






