Информационные виды интервью: протокольное интервью, интервью-анкета, пресс-конференция

Протокольное интервью несет официальную информацию. Например, о приезде политического деятеля, или интервью с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества. Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее.

Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на улицах города, в залах заседаний, концертных залах, в фойе театра, на стадионе и т.п. Как правило, задается один вопрос типа: чем знаменателен был для Вас уходящий год? что Вы ждете от Нового года?

Пресс-конференция проводится с участием представителей различных средств информации. Самое главное: журналист должен успеть задать успеть свой вопрос.


17. Информационный репортаж, как жанр телерадиопублицистики

Репортаж – самый распространенный жанр публицистики.

В радиорепортаже сочетаются: оперативность, актуальность, емкость текста – и элементы публицистики: оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание.

Основные жанровые признаки – документальность, достоверность, оперативность, которые базируются на актуальности информации.

Его задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса их свершения.

Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего он посвящается актуальному, общественно значимому событию или теме, представляющей интерес для значительной части аудитории.

Репортаж – рассказ очевидца. Репортер всегда должен находиться на месте события. Репортаж должен содержать три эффекта: достоверность, эффект присутствия и сопереживания.

В репортаже присутствуют, с одной стороны, факты, фрагменты ситуации, определенные каким-либо событием или действием, – и они должны быть объективными, отражать самое яркое и характерное; с другой – репортер с его способностью увидеть эти события или действия.

Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события.

Проблемный репортаж обычно начинается с места какого-либо действия. Например, репортаж о сложностях автомобильного движения в большом городе лучше всего начать с живой сценки на улице. Проблема в таком репортаже ставится и рассматривается на конкретных фактах.

Познавательный репортаж может содержать только информацию, но может и затрагивать проблему. Главная его цель – познакомить аудиторию с тем новым, интересным, что происходит в науке, медицине, производстве.

Репортаж – жанр синтетический: он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария. Начинающие журналисты сталкивается с рядом трудностей. Репортаж должен органично соединять все эти элементы. Они должны взаимодействовать, «играть» на раскрытие главной темы.

Зарисовочные фрагменты, описание места и времени, обстановки не должны быть затянутыми, в противном случае они будут разрушать единство репортажного материала.

18. Синхрон в информационном репортаже

Синхрон — структурный элемент телевизионного репортажа, видеоматериал, содержащий фрагменты интервью участников освещаемого события. Иными словами, это изображение говорящего человека в кадре.

Наличие синхрона в информационном репортаже является обязательным. Он используется для того, чтобы эмоционально объяснить событие, прояснить отношение участников и показать их оценку этого события. Длительность синхрона не должна превышать 12 — 15 секунд.

Важно понимать: любой синхрон, даже самый минимальный по длительности, является самостоятельным информационным сегментом репортажа. И важно, чтобы эта информация до зрителя «дошла». Едва ли не большим грехом являются так называемые «говорящие головы» (чрезмерно затянутые синхроны). О тех случаях, когда интервьюируемый произносит больше слов-паразитов, нежели слов по существу, когда он через слово сбивается, теряет ход мысли, мучительно подбирает слова и вспоминает факты.

Дело в том, что динамику сюжета, зрительский интерес к нему может свести на нет даже самый интересный и артистичный собеседник, если его будет в сюжете слишком много. Есть много вариантов как не испортить интересный синхрон. Используйте перебивки не только в том случае, если вам нужно закрыть склейку в синхроне. Используйте перебивки как самовыразительное средство, вот только глубокомысленное лицо корреспондента или снятый крупным планом микрофон (письменный прибор на столе и т.д.) подходят не очень хорошо.

Перебивочный кадр, если он важен вам как элемент видеоинформации, должен содержать в себе информацию. Легче, если синхрон вы записываете на месте события, где есть много интересной картинки – используйте ее. Хуже, если дело происходит в кабинете, тогда помучайтесь вместе с оператором в поисках каких-то любопытных деталей, характеризующих собеседника как личность. Это будет уже не вполне репортажный ход, но кто сказал, что репортажу противопоказаны художественные элементы?

Задумайтесь, когда собираетесь монтировать подряд, один за другим, несколько синхронов. Это не противопоказано, но еще на съемках постарайтесь, чтобы ваши собеседники были сняты в разных планах: крупный, средний, общий, крупный и т.д. Склеенные друг за другом кадры с лицами, снятыми одним планом создадут у вашего зрителя затруднения: ему нужны будут доли секунды для осознания перехода от одного интервьюируемого к другому.

В некоторых компаниях не рекомендуется (или даже запрещается) «подводить» к синхрону незаконченным предложением закадрового текста. То есть, закадровый текст закачивается на одной части сложного предложения, герой в кадре как бы подхватывает и продолжает: от «потому что», «когда», «тогда» или просто от каких-то слов. Это может любое сложное предложение. Понятно, что корреспондент чаще всего использует этот ход не от хорошей жизни: очень часто люди, у которых берут интервью, говорят сбивчиво и не закачивают мысль стилистически, предложения их речи обрывочны, хотя по сути произносимого все хорошо и важно.

Законы синхрона в репортаже

- В сюжете, хронометраж которого не превышает двух минут, может быть не более четырех синхронов

- В сюжете не может быть больше трех синхронов одного человека

- Оптимальное число синхронов для сюжета, хронометражем до двух минут: два — для героя и два — для очевидцев

- Допускается начинать и заканчивать телевизионные сюжеты эмоциональными синхронами при подготовке проблемных материалов, а также, если речь идет о материалах с места трагедии.

Помните: «Хороший редактор может спасти неудачный текст. Хороший монтажер может спасти плохую съемку. Неумелый монтажер или редактор могут загубить самые выдающиеся образцы операторского искусства или гениальный замысел корреспондента». (Гринфельд, вроде бы не раз повторял эту фразу)

Источник: Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: