Стендап — вербальный репортёрский прием, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события.
Типы стендапов:
- начальный;
- «мостик» (переход от одного фрагмента к другому);
- финальный, когда журналист подводит итоги и представляет себя и съёмочную группу.
Стендап применяют ради достижения ряда задач:
- превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа;
- показать, что корреспондент находится непосредственно на месте, откуда ведётся трансляция;
- резюмировать информацию и/или спрогнозировать события;
- сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации;
- смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой;
- скомпенсировать дефицит видеоряда.
Шеф-редактор Службы информационного вещания телеканала «Культура» Андрей Райкин говорил (может будет полезно упомянуть, мне кажется Гринфельд такое любит, но т.к. не обязательно просто копирую цитату): Стенд-ап — это часть смысловой конструкции сюжета. Появляясь в кадре, журналист становится таким же действующим лицом, как и другие персонажи. Если корреспондентом верно найдена своя роль — на него интересно смотреть, и такой стенд-ап запоминается. Если же все то же самое, что корреспондент сказал мне в кадре, он мог бы спокойно сказать за кадром и смысл сюжета от этого не изменится, — такой стенд-ап никому не нужен. У нас работала корреспондентом Галина Мишта — музыковед по образованию и репортёр по призванию. Она как-то сделала чудесный стенд-ап из оркестровой ямы в Большом театре: подошла к дирижерскому пульту, взяла ноты и стала объяснять, что означают значки, сделанные на партитуре. Речь шла о том, что эти рукописные обозначения — попытка дирижера очистить музыку от множественных редакторских наслоений и приблизить её к тому, что писал Мусоргский. Это было необычайно интересно и понятно даже людям, далеким от «тонких сфер». В данном случае репортёр, обладающий знаниями эксперта, стал участником события. В оркестровую яму, кстати говоря, пустят далеко не каждого.
|
|
Основные требования к стендапу:
- продолжительность не более 10-20 секунд (впрочем, бывают многочисленные исключения, например, в репортажных сюжетах, прямых и псевдопрямых включениях и т.п.);
- фон за журналистом должен иметь отношение к теме сюжета;
- обычно в стендапе используется средний план, чтобы совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый фон;
- стендап как правило не используется в начале сюжета, если это не общение в эфире ведущего и корреспондента;
- текст стендапа должен содержать минимум субъективных оценок, даже если журналист позволяет себе комментарии;
|
|
- должна сохраняться атмосфера естественного общения со зрителем;
- внешний вид журналиста должен соответствовать теме и атмосфере сюжета;
- текст стендапа должен отделяться от закадрового текста,
- поведение в кадре должно быть в достаточной мере раскованным, естественным.
В зависимости от положения репортера:
- стоя;
- сидя;
- на ходу;
- в действии.
Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон.
В зависимости от типа микрофона:
- со шнуровым микрофоном в руках;
- с радиомикрофоном в руках;
- со свободными руками (на «пушку» или с «петличкой»).
Особенности речи в стендапе
Так называемый информационный стиль:
- энергичная подача («я хочу это вам рассказать»);
- четкая дикция на передних зубах;
- обедненная интонация;
- минимум пауз, темп речи – 15-20 акцентов за 10 секунд.
Что нужно помнить:
- постарайтесь выглядеть хорошо; сбившийся на сторону галстук только отвлекает внимание от того, что вы говорите;
- будьте свободным, не напрягайтесь;
- смотрите в камеру;
- говорите в темпе, не растягивайте и не спешите;
- будьте внимательны к тексту: у вас не будет возможности исправить его позже;
- в начале и конце сделайте 5-секундные паузы, чтобы облегчить монтаж;
- запишите по крайней мере два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать;
- если вы пытаетесь сделать что-то необычное, всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап;
- объясните или упомяните о том, где вы находитесь, если это не очевидно;
- разговаривайте с аудиторей, а не «говорите» ей;
- будьте осторожны с материалом, снятым в разное время суток.
Постарайтесь НЕ:
- не выучивайте текст стандапа наизусть;
- не ставьте знаки препинания кивком головы;
- не привязывайте текст к конкретной дате или времени;
- не делайте стендап на фоне группы людей, которые должны делать вид, будто вас нет;
- не говорите полушепотом, например, в комнате, где идет собрание;
- не думайте о микрофоне в кадре;
- не надевайте солнцезащитные очки;
- не делайте стендап в головном уборе даже в мороз (спорная рекомендация).