Танцующий медведь»

Рис. 322.

Ноги скрещены, пятка одной ноги как можно плотнее при­жата к носку другой. Руки «подвешены» перед грудью. Переваливаясь с ноги на ногу, медленно поворачивайтесь вок­руг своей оси, раскачиваясь всем телом. Руки расслабленно колеблются перед грудью. Дыхание в такт шагов, взгляд рас­средоточен.

«Танцующий медведь» — один из лучших способов «от­страниться от ситуации». Он очень кстати перед ответствен­ным боем, когда нужно подготовить тело к работе, не раскры­вая при этом динамики своего движения. (Что часто происходит на спортивных соревнованиях, когда участники разминаются, выполняя свои коронные техники друг у друга на виду. В боевой ситуации такая самонадеянность может сто­ить вам жизни.)

Каждое упражнение (круговорот, водоросли, медведь) повторяется по несколько (4— 6) раз.

Диета

Сейчас о резком и бесповоротном изменении диеты гово­рить не стоит, иначе вам придется отказаться от приглашения в гости и выходов в рестораны. Так как попытка питаться пра­вильно должна быть рассчитана, исходя из традиционного меню вашей Родины или того места, где вы живете, вы не смо­жете есть что-либо, сильно отличающееся от того, что едят окружающие, иначе ваш «правильный» салатик может обой­тись вам куда дороже, чем «неправильный» гамбургер, а ваше время с утра до вечера будет занято поиском необходимых трав и корешков. В этом случае мы ограничимся общими рекомендациями:

— Вместо обычного хлеба старайтесь есть хлеб с отрубя­ми. А можно и вообще обойтись без хлеба.

— Выведите из своего рациона супы.

— Откажитесь от употребления мяса. Если это для вас трудно, ограничьтесь белым птичьим мясом.

— Не ешьте колбас, пирожков, беляшей. Мало ли что туда сунули.

— Старайтесь обходиться растительным маслом, для разнообразия вкусовой гаммы используйте разные сорта, избе­гая хлопкового.

— Как можно больше ешьте зелени.

— Принимая спиртные напитки, не закусывайте и, само собой, не пейте много. Старайтесь придерживаться опреде­ленного сорта вина и пейте только его. (Это поможет вам не быть «белой вороной» в дружеском застолье и одновре­менно сократит вред. Лично я люблю «Кагор», и то не бо­лее 100 г зараз.) Если вы в состоянии отказаться от упот­ребления одурманивающих веществ вообще, вам будет только лучше. Но помните при этом, что в ситуации, когда вам все-таки придется выпить, сопротивляемость вашего организма будет ниже.

— Откажитесь от кофе, не пейте крепкий чай. Почувство­вать вкус чая легче, если вы пьете чай без сахара. Сахар «уби­вает» чай, а лучше пить чай из трав.

— Знайте меру в употреблении специй. Способ готовки типа «знай наших» приводит к заболеванию желудка и кишеч­ника разной степени сложности.

— Больше ешьте каш, заменяя ими картошку, причем очень хороши комбинированные каши и каши с овощами. Наша гречка отлично заменяет привычный для китайцев рис.

как говорится, каждому свое. Вообще, «родные» продукты всегда усваиваются лучше заморской экзотики, да они и де­шевле.

— Не запивайте пищу ничем, кроме воды, полоскайте рот после еды.

— Избавьтесь от привычки перекусывать на ходу, иначе ваш желудок будет «тянуть на себя» весь день.

— Ешьте только дома и не чаще и не больше, чем вам хочется.

— Не ешьте пищи, приготовленной более, чем три часа тому назад.

Вот, о еде, пожалуй, пока достаточно.

Курение, как и любой вид пищи или любое занятие; мо­жет быть одинаково вредным или полезным. Оно может су­щественно увеличить содержание огня в организме, сделать вас суше и подвижнее. Но редко кто может удержаться от соблазна сделать лишнюю затяжку и курить правильно. Табак вызывает очень быстрое и мощное привыкание и по­тому является одним из наиболее серьезных испытаний для практикующего.

Относительно курения могу сказать следующее:

— не курите на ходу;

— не курите чужих сигарет;

— не курите за компанию;

— не курите для того, чтобы успокоиться;

— готовьтесь к курению приблизительно так, как к при­ему пищи;

— не курите натощак и в спешке.

Нет таких вещей, которых однозначно нельзя делать, кро­ме одного — нельзя допускать потери контроля над ситуаци­ей. Нет понятий: «плохо или хорошо». Есть понятия: «то, что мы можем контролировать или в чем мы в состоянии сохра­нять внутренний контроль, или то, что мы не в состоянии кон­тролировать и где мы теряем контроль».

Например: пить воду — хорошо, тонуть — плохо, по­беждать — хорошо, быть побежденным — плохо. Мы об­манываем — это, видите ли, воинская смекалка, нас обма­нывают — это, несомненно, гнусное предательство. Это главное правило всех проныр и пройдох широко применя­ется вокруг нас и в политике и в экономике. Знайте, опять же, что, делая хорошо себе, не всегда нужно делать плохо другим, иначе они соберутся и сделают плохо вам. Чело­век, которого вы считаете недостаточно сильным, чтобы быть вашим другом, может оказаться слишком силен в роли врага.

ПЯТАЯ СТИХИЯ — «ПУСТОТА»

Вся система боя держится на четырех стихиях: земля, вода и ветер — они окружают нас со всех сторон и в нашей по­вседневной жизни, но можно говорить и о существовании пятой стихии — пустоты, без нее в нашем мире не найдется места всем четырем. Даосы говорили, что ценность всех пред­метов заключена в пустоте, содержащейся в них. Мы можем жить в доме лишь благодаря тому, что в нем есть пустота. Чашка является чашкой лишь благодаря пустоте, заключен­ной в ней. Лишь в пустоту можно налить чай. Однажды не­кий профессор-буддолог пришел в гости к знаменитому мо­наху, чтобы поговорить с ним о дзен. Монах предложил ему чаю, усадил за стол, поставил перед ним чашку и начал лить чай. Чашка наполнилась до краев, и чай полился на стол, растекаясь по его поверхности, а монах все продолжал лить. Горячие струйки полились на пол, испуганный профессор опасливо поджал под себя ноги и закричал: «Хватит, хватит, остановитесь!» «Ты думаешь, в тебя войдет больше?» — от­ветил монах.

Если человек переполнен собственными знаниями и суж­дениями, ему очень трудно принять мнение другого — ведь для этого придется в чем-то изменить уже сложившуюся сис­тему взглядов и ценностей; поэтому, чтобы влить в наполнен­ную до краев «чашку» хотя бы одну новую каплю, придется предварительно отлить из нее ровно столько же.

Если человек называет кого-то учителем, то этим самым он признает знание учителя более совершенным или более фун­даментальным, чем его собственное. Этим признанием он про­сит его о помощи, и первое, что почти всегда приходится де­лать учителю, — это помочь ученику очистить сознание от выявившихся ошибок и иллюзий.

Вызываясь учить человека чему-нибудь, сразу попадаешь в очень опасное положение. С одной стороны, очень хочется, чтобы человек понял и усвоил, что от него хотят, с другой — он должен постичь все самостоятельно, выстрадать, открыть для себя естественность и универсальность, конкретный смысл каждой мелочи. Пользуясь указаниями тех, кого он избрал себе в наставники, каждый сам прокладывает себе Путь. И друго­го пути нет.

Отклонение в сотую долю градуса может увести от цели на многие километры. В Великих Делах мелочей не бывает. А то, чему мы решили посвятить несколько лет своей жиз­ни, обязательно должно быть великим, ибо единственное, чего нельзя иметь в избытке и чего никто нам не вернет — это время!

Нет ложных учителей, нет ложных учений, есть только люди и учения, к которым отнеслись без должного внимания. Если упорно практиковать любое учение, приняв его как Путь достижения своей Цели, оно обязательно принесет плоды.

Нет не боевых движений, есть движения, применяемые не к месту и не вовремя. Вовремя выставленный вперед палец за­меняет множество изощреннейших техник (рис. 323).

К месту сказанное слово может стать причиной великих событий. Учитесь сохранять пустоту. Это может получиться, если вы научитесь видеть пустоту и заполнять пустоту.

Видя пустоты в обороне противника, незачем думать о технике. Легчайшего воздействия достаточно, чтобы поверг­нуть его наземь. Видя пустоты в его замыслах, легко разру­шить их, просто уйдя в сторону. Убить человека легко — по­бедить трудно. На Западе победа — это когда «Я победил!», на Востоке — «Он побежден». Поставьте вместо «Я» пустоту, и тот, кто нанесет в нее удар, сам не удержится на ногах.

Рис. 323.

Брюс Ли был хорошим бойцом, но не мастером. Мастер не умер бы таким молодым и такой нелепой смертью. Мастер — это человек, с которым не происходит случайностей, так как он в ответе за каждый свой поступок.

Знаменитый врач античности Гален «четко» различал понятия «атлет», т.е. спортсмен, и «воин». «Первый, — гово­рил он, — проводит дни в непрестанных упражнениях, готовя свое тело к выполнению определенных задач в определенных условиях. Он добивается поразительных результатов — но стоит измениться условиям тренировки или образу жизни, как его здоровье подвергается многим тяжелым заболеваниям. Воин же готовит себя именно к этим изменениям, закаляя тело лишениями и приучая его к действиям в любых условиях». Эти слова не потеряли смысла и сегодня.

Воин не может рассчитывать на снисхождение. Он знает, что за любую ошибку он будет платить кровью. Единствен­ный человек, который может ему помочь — это он сам. Он не может допустить в свою жизнь необдуманных поступков, слу­чайностей и неувязок.

Самое интересное, что «сидевший» народ тоже не призна­ет слово «нечаянно», ведь любая оплошность в этом жестоком мире может стоить жизни. Казалось бы, насколько далеки дол­жны быть друг от друга высохшие китайские мудрецы и мате­рые урки, а суть умения жить понимают одинаково. Может, это и привело к возникновению таких техник, как Да-цзе-шу, где жестокость реального мира воплощена в жестокость зах­ватов и ударов.

Будь ты праведник, будь ты грешник, идти по жизни, как по лезвию ножа, одинаково трудно. Нет места случайностям, нет места ошибкам. Удивительные параллели здесь встреча­ются на каждом шагу. Горный аскет не имеет ничего, кроме того, что на нем, и убежденный вор презирает накопительство. Один сидит в тесной келье, другой в камере; один отказывает­ся от общества, другой противопоставляет себя ему. Что дела­ет столь похожими эти два пути? Постоянное сознание своей ответственности — единственно надежная опора в этом меня­ющемся мире.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК 1—3 МЕСЯЦА ЗАНЯТИЙ

Данный график тренировки является примерным, вы мо­жете изменить или дополнить его, руководствуясь общими принципами, которые я привожу ниже. Это сэкономит вам время и позволит удержать в боевой готовности огромное ко­личество возможных вариантов и комбинаций нескольких базовых движений.

ПЛАН-ГРАФИК ТРЕНИРОВКИ «ЗЕМЛЯ»

«Земля применяется на первом месяце занятий как основ­ная программа ознакомления с движением. Потом она может использоваться как утренняя разминка в плановых трени­ровках.

1. Минута тишины.

2.108 поклонов.

3. Волейбольное падение «рыбкой».

4. Кувырки вперед и назад. Падения дзю-до.

5. Базовые круги.

6. Перемещения в стойках.

7. Освоение базовых действий рук.

8. 108 поклонов.

9. Минута тишины.

ПЛАН-ГРАФИК ТРЕНИРОВКИ «ЧЕЛОВЕК»

«Человек» начинается приблизительно на втором месяце. Он предусматривает обучение свободному перемещению и работе в контакте с партнером.

«Человек» является основной задачей учебы — это искус­ство работы с дистанцией и энергией партнера.

1. Бег с вращением вокруг оси.

2. Колеса.

3. «Бег силы».

4. «Фигуры» — треугольник, квадрат, звезда.

5. Верхний удар рукой, обратный верхний — «хромой», «вор», «трус», «гуляка».

6. Нижний удар рукой, обратный нижний — «хромой», «вор», «трус», «гуляка».

7. Пинки, вперед и назад — «хромой», «трус», «вор».

8. Проработка базовых движений рук.

9. Сон-Ю.

ПЛАН-ГРАФИК ТРЕНИРОВКИ «НЕБО»

1. Базовые круги.

2. Упражнения на устойчивость в парах.

3. Уклоны и уходы, толчки и рывки.

4. Практическое применение движений. Комбинирование ног и рук.

5. Прыжки.

«Небо» служит для проявления полученных знаний в обо­юдном контакте. Оно опять — может изучаться отдельно или же служить окончание плановой тренировки.

Заключительная часть.

1. Сон-Ю.

2. Минута тишины.

Со знакомства со стихией «Земли» начинается изучение базовых техник движения. В данном случае земля — это осно­ва, фундамент, на который потом будет опираться все здание вашего боевого искусства. Если фундамент будет слабым, не­надежным, то все дальнейшее строение теряет всякий смысл.

Психологическая характеристика «Земли» — полная со­средоточенность на выполняемом движении. Это означает абсолютную уверенность в том, что оно выполняется без ошиб­ки, вовремя и является наилучшим решением всей ситуации.

Изучая техники, ни в коем случае не «рвите» их на части — это все равно, что разобрать на части живое существо: как ни собирай потом, оно уже ни оживет. Лучше выполнять дви­жения предельно медленно — пределом в этом случае будет та скорость, когда вы ясно чувствуете, что каждое следующее движение лучше предыдущего. Это ощущение перерастает в точность, точность постепенно переходит в естественность, естественность порождает скорость, а скорость уже превраща­ется в силу. Пытаться работать в обратном порядке — все рав­но, что начинать строительство с крыши.

В движениях существуют «техники», «действия» и «эле­менты». Элементы — это простейшие «клетки» движения, та­кие, как сгиб или разгиб какого-нибудь основного сустава, иногда сопровождаемый несколькими соседними вспомога­тельными. Действия обычно состоят из нескольких элементов и имеют вполне конкретные ситуационные задачи: например, атака цели, уход из-под атаки или смена позиции. Техникой же называют такую последовательность действий, которая приводит тело в положение готовности к ее повторению либо к выполнению другой техники.

Изучение движений обязательно начинается с базовых техник, в которых присутствуют только основные элементы действий, а количество вспомогательных сведено до мини­мума. Такое действие похоже на палку-черенок, на любой конец которой хозяин может насадить лопату, вилы или граб­ли — что считает нужным; так и боец, став хозяином базо­вой техники, волен дополнять свои действия нужными ему элементами.

Выполняя технику, не считайте количество повторений, лучше засеките время работы; воспринимайте свое движение как единое целое. Погрузитесь в него, прочувствуйте его «вкус». Дыхание должно быть свободным — ваше движение как бы «массирует» легкие, так что не нужно специально ни вдыхать, ни выдыхать. Если тело уже освоилось в движении, попробуйте работать с закрытыми глазами — запоминайте ощущения: потом они станут вашим «автопилотом».

Овладев базовой техникой, постепенно врабатывайтесь в нее — варьируйте амплитуду и скорость выполнения, посте­пенно раздвигая границы, в которых сохраняется контроль точности и естественности. Попробуйте выполнить одновре­менно несколько техник, добиваясь их полной независимости друг от друга.

Ваши занятия должны строиться по принципу дополне­ния — после того, как вы освоите упражнения первой, коли­чество повторений каждого из них можно будет сократить — достаточно будет выполнять их по 8 раз, что составит от силы 15—20 секунд. Это при условии, что вы, выполняя дви­жения, не нуждаетесь в поправках и действуете со своей есте­ственной скоростью. В таком виде комплекс занимает около получаса — он превращается в что-то наподобие разминки перед следующей частью тренировки или же может заменить полноценную тренировку, когда для нее не хватает времени. Но злоупотреблять этим не стоит — в бою лень выйдет вам боком.

Первый месяц вы должны выполнять только комплекс «Земля» — это тот фундамент, на котором будет стоять зда­ние вашего боевого умения. Если вы практикуете 3 раза в день, то повторяйте этот комплекс трижды. Потом это станет ва­шей утренней нормой.

Приступая к упражнениям комплекса «Человек», вы ут­ром, как обычно, выполняете «Землю», а днем в качестве раз­минки сделаете ее сокращенный вариант — сведете все к двад­цати с чем-то минутам, не выполняя заключительные 108 поклонов. После «минуты тишины» приступайте к основной части — комплексу «Человек».

Вечером, сделав поклоны, выполните только комплекс «Человек» и завершите его «минутой тишины» в позе лягушки.

Комплекс «Небо» вы будете выполнять, освоив два пре­дыдущих. Если вы занимаетесь один раз в день — введите его в тренировку как заключительную часть, не выполняя началь­ных базовых кругов. Работая три раза в день, выполните ут­ром, как и ранее, «Землю», днем — полного «Человека», на этот раз без вставок и изменений, а вечером — полное «Небо», как оно дано в плане.

Теперь — несколько комментариев к выполнению упраж­нений тренировочных комплексов.

1. «Минута тишины» — необходимая пауза медитации между повседневной жизнью и работой над собой — то есть тренировкой. Медитировать можно стоя и сидя, успокоив свое дыхание и устремив мысли на предстоящие упражнения. Если же вы слишком взволнованы, можно совершать круги, ходя по залу все медленнее и медленнее, вслушиваясь в каждый шаг, пока ваше беспокойство не оставит вас. В этом случае ходить нужно, сложив руки на животе или груди, плотно и осторож­но прижимая ступни к полу, стараясь совершать это совершен­но беззвучно. Такой настрой должен сохраняться в течение всей тренировки — ни единого лишнего звука быть не должно. Че­ловек, ведущий тренировку, должен подавать только необхо­димые сигналы для перемены упражнения, не более. Старай­тесь выполнять как можно больше движений с закрытыми глазами. В идеале на тренировке создается впечатление, что каждый двигается сам по себе, но тем не менее все получается слажено и четко: при выполнении упражнений скорость у каж­дого своя, но переходят от одного к другому все вместе; «Ми­нута тишины» завершает работу — теперь все медитируют на прошедшей тренировке, стараясь объяснить себе свои ошиб­ки, отметить наиболее удачные элементы, еще раз напом­нить себе о намерении практиковать боевое искусство и о причинах, побудивших вас принять это решение. Закончив медитацию поклоном по хлопку ведущего, все покидают зал — там не стоит го»вор»ить о чем-либо, не относящемся к тренировкам, — тогда вход в необходимое состояние будет для вас все легче.

2. Падениям кувырки — отличие от падений и кувырков, выполняемых в других боевых искусствах, заключается в том, что после падения необходимо тут же встать, чтобы падение и принятие новой стойки произошли на едином движении, без пауз, используя единую силу; второе отличие состоит в том, что при падении не делается отхлоп по полу, — в боевых усло­виях вы можете, этак лихо врезав по любому камешку, остать­ся без руки, которая вам, ой как, пригодилась бы для более умного использования. Самбисты го»вор»ят о напряжении всего тела, дзюдоисты — о расслаблении, все го»вор»ят о хлоп­ке рукой как об амортизаторе. По-моему, выгоднее предотв­ращать травму силой качения по поверхности, пуская тело в кувырок, чему отхлоп будет только помехой.

3. Базовые круги — выполняя базовые круги, примите равновесную позицию и старайтесь задействовать поменьше лишних суставов тела. Углубляйтесь в каждое движение, пока не почувствуете, что оно происходит само, а вы лишь наблю­даете за этим. Это занимает обычно 1,5—3 минуты. После выполнения каждой серии упражнений сделайте отжимания — около 2—3 минут, утром — медленные, статические, днем — энергичные, рывковые. Вечером отжимания лучше заменить Сон-Ю.

4. Перемещения в стойках — мы, конечно, уже знаем, что никаких стоек в действительности нет, так как в бою стоять некогда. Сам я обычно применяю термин «позиция», но, от­давая дань уже сложившейся традиции в названиях, пишу о «стойках».

Движение должно быть плавным, легким, крадущимся, должно выполняться без особых усилий. Шаги не должны быть большими — они должны быть быстрыми, как у мыши. Луч­ше сделать два мелких шага, чем один большой, который за­нимает гораздо больше времени, а значит, предоставляет про­тивнику больше шансов для маневра, или подсечки, пока вы не в состоянии изменить направление своего движения. В дви­жении тело должно быть собрано, но не сжато — если вы за­жаты, вы — не боец, а мишень. Если противник может опреде­лить ваш рост — это недостаточно защищенная позиция. Кланяйтесь, сгибайтесь — это лучший способ незаметно дос­тичь своей цели без лишних усилий. Двигаясь, плывите над землей, как танцовщица из ансамбля «Березка» •— быстро и плавно, незаметно меняйте направление движения — это го­раздо практичнее, чем заучивать на память сложные схемы переходов канонических «лабиринтовых» стилей. Руки при движении держите перед собой, согнув их в локтях, — боксе­ры применяют это положение с момента зарождения бокса, достаточно надежно прикрывая свои бока от внезапных атак. Движения ног не должны влиять на руки — руки и ноги не должны обусловливать друг друга, они должны помогать друг другу не в выполнении движения, а в тактике ведения боя. Менять движения, как указано выше, через 2—3 минуты.

5. Освоение базовых действий рук — сперва на месте, в равновесной позиции, потом с выпадом из подготовительной позиции «хромого», «вора», «гуляки». Помните, что ваша обычная стойка всегда будет выше, чем любая из них, — по­этому применяйте в движении рукой энергию падения в пози­цию. Выполняя движение одной рукой, держите вторую на­против солнечного сплетения, чтобы быть в состоянии отразить неожиданную атаку по кратчайшему расстоянию. В отличие от каратэистского «хики-тэ», когда рука, помогая удару, идет на бедро или на ребра, здесь она отдергивается к солнечному сплетению — как-будто паук сучит паутину. По­том движения рук будут соединяться друг с другом, образуя самые замысловатые формы, количество которых слишком велико, чтобы изучать их каждую в отдельности. Никакой ге­ний кунг-фу не сможет вовремя выбрать необходимое движе­ние, чтобы успеть отразить атаку, если их несколько сотен. Умейте увидеть сложное в простом, а простое в сложном, и запомните: чем проще — тем быстрее, чем проще — тем на­дежнее. Движение рук должно составлять единое целое с дви­жением всего тела, выполняться без рывков и лишних усилий. Осваивать действия рук целесообразно «блоками» — напри­мер, составляя тройки однотипных движений: вверху — посе­редине — внизу, скажем, «стрела»— «змея» — «копье», что поможет понять сам принцип выполнения движения. Время обработки каждого «блока» — те же 2—3 минуты.

6. Вращение вокруг оси и «колеса» — незаменимые упраж­нения, обучающие тело чувствовать пространство, увеличи­вающие скорость реакции и укрепляющие мышцы.

Вращения нужно доводить до такого состояния, когда на один шаг приходится один по»вор»от, когда вы в состоянии, вращаясь, не только идти по ровной линии, но и изменять на­правление своего движения согласно необходимости. Время вращения — 15—20 минут. Если кружится голова — меняйте направление вращения, если не помогает — остановитесь, зап­рокиньте голову в равновесной позиции, выберите на стене или потолке неподвижную точку и смотрите на нее, не мигая. Если и это трудно — не бойтесь, падайте на живот, закрывай­те глаза — отдыхайте. Но наедаться перед тренировкой лучше отучиться заранее. Вращение можно выполнить в приседе, с переменной высоты позиции и в прыжках — в зависимости от степени проработанное™ движения.

«Колеса» и фляки представляют собой то же вращение, но уже в вертикальной плоскости. Освоить их нужно так, что­бы для их выполнения не требовалось ни малейшей подгото­вительной паузы. Изучив фляки вперед, переходите к флякам назад, но не спешите — выполнить движение нужно естествен­но, не напрягаясь, спешить некуда — иначе малейшая оплош­ность может выбить вас из графика на гораздо большее вре­мя, чем то, которое вы хотели сэкономить. Попеременная нагрузка на руки и ноги с успехом заменяет потение над штан­гой, но, кроме силы, дает еще чувство единства тела и скорос­ти, чего не даст никакая штанга. Выполнять 10—15 минут.

7. Выполнение ударов — все принципы отработки движе­ния описаны в предыдущих пунктах. Осталось добавить толь­ко то, что ни в коем случае кулак не должен застревать в ко­нечной фазе удара, как это принято в каратэ, — иначе вам моментально его оторвут. Это же касается и ударов ногами — так же, впрочем, как и то, что в Да-цзе-шу никогда не произ­водится возврат бьющей конечности по той же траектории, по которой она пришла в цель. Рука или нога всегда будут описывать круг, эллипс или восьмерку, заканчивая движение там, где начинала его. Обычно в бою на движении от себя про­изводится удар, на себя — захват, но возможно и обратное выполнение. Таким образом, бой уплотняется настолько, что противнику просто некогда вставить свое «слово».

Начинать изучение следует не спеша, медленно и вдумчи­во выполняя его, — стараться вложить максимум внимания. По мере вживания скорость будет увеличиваться. Запомните:

если удар не представляет для вас единое движение — он еще «сырой». Отработка техник должна занимать основную часть тренировки, с таким расчетом: не менее 2—3 минут на каждую технику.

Прорабатывая удары в передвижении сперва следуйте правилу «топ-хлоп»: один шаг — один удар. Сброс энергии происходит одновременно с касанием ногой пола. Освоив по­шаговый способ выполнения ударов, переходите на плавное движение и асинхронный способ выполнения ударов — но не ранее.

8. Упражнения на устойчивость — выполняются для раз­вития чувства баланса. Стараться вывести противника из рав­новесия толчком или рывком, стоя на одной ноге и отведя вто­рую вперед или назад или вбок. Касание пола «пустой» ногой или прыжок на месте считаются проигрышем. Толкаться мож­но также и ногами — подошва к подошве, подъем к подъему, колено к колену и т.д. Полезно будет поработать вслепую.

9. Уклоны и уходы совершаются действием выпада в бое­вые позиции в нужную сторону, поэтому сами следите за тем, чтобы вне схватки не придерживаться каких-либо явных бое­вых позиций. Толчки и рывки также выполняются выседом или выпадом в боевую позицию.

10. Комбинирование движений осуществляется после ос­воения отдельных действий до их естественности. Соединять движения нужно сперва последовательно, как в традиционных стилях, потом выполнять их одновременно, а потом превра­щать их в единые связки наложением «внахлест». При движении стараться не допускать препятствий и остановок, следить за тем, чтобы одно движение как бы усиливало и. разгоняло другое, но не терять контроль над ними. Соединяйте не толь­ко руки с руками, но и руки с ногами, помните: основа Да-цзе-шу — это множественные асинхронные атаки на нескольких направлениях сразу. Придерживайтесь правил «бей, чем бли­же» и «бей короче», старайтесь вложить в удар или рывок все тело. Если за рукой не стоит вес тела — удар вряд ли будет эффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: