В целях обеспечения постоянной работоспособности машинно-тракторного парка необходимо развивать и совершенствовать ремонтное производство. Залогом высокопроизводительной работы машин, занятых в сельском хозяйстве, помимо высокого качества и надёжности их изготовления является также и качественное выполнение всех ремонтно-обслуживающих работ и оказываемых услуг.
Добиваться высокого качества работ и послеремонтного ресурса техники невозможно без чёткой организации службы технического контроля.
В процессе технического контроля используют соответствующие средства измерений для оценки технического состояния деталей.
Изнашивание большинства деталей в подвижных сопряжениях происходит по кривой, показанной на рисунке 1.
|
Особенность кривой износа, если оценивать её по тангенсу угла наклона, представляющему скорость изнашивания, проявляется в разной скорости нарастания износа с момента начала работы детали. Начальный участок кривой, до точки а, располагает более высокой скоростью изнашивания и соответствует периоду времени приработки tпр, трущейся поверхности детали. За время приработки, проводимой в процессе ремонта на этапе обкатки изделия, возникает начальный износ детали Uпр.
|
|
Начиная от точки а износ трущейся поверхности протекает примерно с постоянной минимальной скоростью изнашивания до точки б. Отрезок времени tпр между указанными точками имеет наибольшую продолжительность и представляет период нормального функционирования трущейся поверхности детали. За пределами точки б скорость изнашивания быстро нарастает, что связано с существенным увеличением износа, искажением геометрической формы детали и значительным ростом зазора в сопряжении, нарушающим условия смазки и приводящим к изменению установившегося ранее процесса изнашивания.
Естественным износом называется износ, вызываемый действием сил трения, при котором величина его нарастания пропорциональна времени эксплуатации.
Аварийный износ интенсивно нарастает в течении короткого промежутка времени и достигает таких размеров, при которых дальнейшая эксплуатация изделий становится невозможной из-за недопустимого снижения технических или экономических показателей и появления отказа (аварии). Величина износа в точке перехода прямолинейного участка изнашивания в криволинейный (Тз) называется предельным (iпр).
Поступающие на дефектацию детали и сопряжения с целью оценки их технического состояния и определения возможности их дальнейшей эксплуатации или необходимости восстановления подвергают:
|
|
a) Внешнему осмотру;
b) Проверке на щум;
c) Проверке постукиванием и прослушиванием;
d) Замерами при помощи универсальных измерительных инструментов (микрометраж);
e) Гидравлическим или пневматическим испытаниями;
f) Проверке на наличие скрытых дефектов.
По результатам на наличие скрытых дефектов разделяют на пять групп и маркируют соответствующей краской:
Ø Годные для эксплуатации (зелёной);
Ø Годные для соединений с новыми или восстановленными до номинальных размеров деталями (жёлтой);
Ø Подлежащие ремонту на данном специализированном предприятии (белой);
Ø Подлежащие ремонту на смежном предприятии (синей);
Ø Негодные (красной).
В результате дефектации деталей и их соединений составляется дефектовочная ведомость на замену выбракованных деталей.
Ведомость является основным документом для дальнейшего проведения ремонтных работ, восстановительных операций, выявления (определения) потребности в запасных частях и материалах, определяющих итоговую стоимость ремонта машины.