Подобные случаи указывают на наличие в нашей психике явления, именуемого задатками. Задатки – это первичная, природная основа способности, пока еще не развитая, но дающая себя знать при первых пробах деятельности. Б.М.Теплов сравнивал задатки с почвой, на которой может вырасти то или иное растение (потенциальная способность). Почва не содержит в себе заранее будущее растение, равно как и задатки не содержат потенциальных способностей. Их формирование определяется условиями воспитания и обучения, рядом других факторов. Однако совсем небезразлично, на какую «почву» (анатомо-физиологические структуры мозга) придутся воздействия окружающей среды.
Замечательной иллюстрацией проявления задатков в художественной литературе является роман В.Набокова «Защита Лужина». В нем рассказывается о юных годах будущего великого шахматиста. Практически ничего еще не зная о шахматах, он однажды наблюдал за игрой своих одноклассников и при этом неясно чувствовал, что каким-то образом он все-таки понимает игру лучше, чем они, хотя совершенно не знает, каким правилам надо следовать и что делать, чтобы без потерь проникнуть в лагерь чужого короля. Лужин при этом пытался также понять, где же те шахматные комбинации, напоминающие стройные мелодии, о которых когда-то вскользь высказался один музыкант – великий любитель шахмат, «слышавший» шахматные ходы. Кстати, если обратиться к исследованию выдающейся памяти, выполненному А.Р.Лурия, то в ней тоже отмечается один интересный с точки зрения мнемонических способностей, сходный аспект: слово у великого мнемониста Шерешевского имело свой «вес» и «вкус». Иначе говоря, разнообразие и широта связей между отдельными сторонами индивидуального опыта, нечто сродни синестезиям, вполне может рассматриваться в качестве задатков. Ведь синестезии – это возникающие при раздражении какого-нибудь органа чувств, природой предназначенного для получения, например, зрительных впечатлений, ощущений, характерных для другого анализатора, скажем, слухового.
|
|
Длительные наблюдения за деятельностью трех человек, отличавшихся ярко выраженными многосторонними способностями, позволили автору одной работы выделить ряд главных присущих им всем психологических качеств [2]. Прежде всего это творческий подход и постоянный творческий поиск, наличие ярких, устойчивых представлений, чувство материала и настойчивость. Особенно интересны рассуждения о чувстве материала, конкретизация мысли о том, что кроме теоретических и практических знаний здесь еще присутствует интуиция, догадка, наполняющая «…представления ощущением осязаемости, звучания, видением работающего механизма, пульсированием придуманной тобой рифмы. В чувстве материала объединяются и предполагаемая обратная связь – предугадывание податливости и твердости, упругости и вязкости, и возможность найти фактическое подтверждение для научной теории, и предполагаемая реакция друзей на стихи, публики на отснятый киноэпизод» [2; c.86].
|
|
Специалисты в области формирования навыков, кстати, выделяют в этом процессе такой этап как изменение приемов сенсорного контроля над действием. Это может быть, например, чувство материала у плотника, чувство скорости у водителя. Думается, есть достаточные основания, чтобы говорить также о чувстве языка в относительно широком плане, и о чувстве временной формы, артикля или падежного окончания в более узком плане.
Известный нейрофизиолог Н.П.Бехтерева высказывала гипотезу о том, что талантливые и одаренные отличаются удивительно гибкими и быстрыми химическими процессами в мозге, а связи между миллионами мозговых клеток у них осуществляются чуточку быстрее, чем у большинства людей. Кстати, чтобы изучить скорость умственной обработки материала Ф.Гальтон предложил когда-то измерять время реакции. Несколько плохо продуманных экспериментов говорили об отсутствии корреляции между временем реакции и интеллектом. Но более совершенные современные тесты показали, что время реакции существенно коррелирует с IQ, особенно если используется более сложный дизайн [9]. Еще один показатель – время восприятия: испытуемому предъявляются две линии разной длины и предлагается оценить, которая из них короче (длительность предъявления – от 500 до 20 мс). Оценивается самая короткая презентация при правильном ответе. Комбинация этих двух методик дает примерно такую же корреляцию с IQ, как сравнение одного теста IQ с другим.
Интересная попытка экспериментального изучения роли временного параметра в функционировании психики была предпринята отечественным исследователем Б.И.Цукановым [8]. Проверке подвергался ход «внутренних часов» - механизм, сохраняющий относительное постоянство при минимуме вариаций. Выборка состояла из индивидов с высокой обучаемостью (ученые), со слабой обучаемостью (учащиеся средней школы) и индивидов с задержкой в психическом развитии (олигофренов). Каждому испытуемому в опыте демонстрировался промежуток времени: начало и конец ограничивались двумя щелчками; требовалось воспроизвести заданный временной промежуток. Самый высокий уровень обучаемости коррелировал с точностью хода «внутренних часов». Слабое проявление интеллектуальных задатков, проявившееся в низкой обучаемости, было свойственно индивидам, у которых обнаружены большие вариации хода «субъективных часов». К этой группе очень близки показатели олигофренов, у которых имела место легкая форма умственной отсталости. Роль высокой точности в отмеривании временных длительностей и отрезков разной длины нашла подтверждение в материалах опытов, в которых младшие школьники, продемонстрировавшие более высокие показатели, оказались более склонными к занятиям математикой. Скорость извлечения информации из памяти рассматривается как проявление задатков вербальных способностей [4]. Воспроизведение четырех букв по методике Brown-Peterson с обратным счетом тройками отразило значительные различия между испытуемыми с высокими и с низкими вербальными способностями. К проявлениям задатков вербальных способностей можно, пожалуй, отнести «врожденную грамотность», проявляющуюся в правильном написании слов даже вопреки тому, что учащийся относительно мало читает или пишет. Заслуживают внимания первые реакции на иноязычную речь, эмоциональное отношение к первому учебнику иностранного языка.
|
|
Исследование музыкальных способностей у подростков показало, что одной из природных предпосылок музыкальности является слабость, а, следовательно, повышенная чувствительность нервной системы – она была свойственна абсолютному большинству музыкально одаренных участников эксперимента [5]. Важная составляющая педагогических способностей – общительность, кстати, тоже оказалась наиболее тесно связанной со слабостью нервной системы. Более высокая чувствительность к обнаружению проблемных ситуаций в межличностных отношениях способствовала формированию общительности как свойства личности у испытуемых подросткового возраста.
Успешное овладение профессией жонглера во многом определяется таким природным качеством (задатком), как лабильность нервной системы по возбуждению. Лабильные учащиеся, как показали материалы исследования М.К.Акимовой, обучались в 2-3 раза быстрее инертных и уже к концу первого курса циркового училища могли жонглировать 5-7 предметами [1]. Инертные же, несмотря на положительную мотивацию по отношению к профессии, к этому времени овладели навыком жонглирования лишь 3-4 предметами и в итоге были вынуждены выбрать другие цирковые профессии. В этой же работе рассматривается влияние свойств нервной системы испытуемых на решение логических задач. Процесс обучения избранному методу решения «слабых» испытуемых протекал быстрее и с меньшими трудностями по сравнению с ходом обучения «сильных». Последние отличались отсутствием привычки систематично выполнять одну и ту же операцию по отношению ко всем условиям задачи. Они редко проверяли свой ход решения, были нередко слишком уверенными в отношении применения правил. Эти особенности их работы были причиной многочисленных ошибок, многократных попыток решения. Короче говоря, индивиды с относительно слабой нервной системой имели преимущество в успешности решения как тренировочных, так и контрольных логических задач: среднее время решения в группе «слабых» составило 29,7 мин, а в группе «сильных – 81.7 мин, а среднее количество попыток решения было соответственно 1.2 и 1.7.
|
|
Весьма значительная зависимость возможных достижений от генотипа характерна для многих видов спорта. В прессе сообщается, например, об обнаружении генотипа II, представители которого отличаются выносливостью: это лыжники, велосипедисты, бегуны на средние и дальние дистанции. Те, у кого генотип DD – более способны к скоростно-силовым видам спорта: боксу, борьбе, тяжелой атлетике. Иначе говоря, у каждого генетически заложена предрасположенность к физической нагрузке вполне определенного типа. Поэтому если спортсмен, имея задатки для занятий боксом, занимается велоспортом, его сердце может не выдержать нагрузок. Тем не менее, характер и воля человека могут перебороть даже природу, заплатив за успех, естественно, гораздо дороже.
Известному американскому пловцу Майклу Фелпсу в детстве был поставлен диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В подобных случаях у родителей и педагогов возникает множество проблем. Но, как известно, из непоседливых детей нередко вырастают не только авантюристы, но и исследователи, создатели компаний. В случае Майкла Фелпса – выдающийся спортивный талант. В качестве задатка к занятиям именно плаванием могут также рассматриваться особенности строения его тела: очень длинный и тонкий торс, короткие ноги, широкие плечи, существенное превышение размаха рук по отношению к росту, сверхэластичный голеностоп.
Иначе говоря, уровень возможных достижений личности в определенной области может либо возрастать, либо снижаться под влиянием определенных задатков, важнейшими из которых являются свойства нервной системы, особенности строения коры головного мозга, взаимосвязи межанализаторных систем, строение отдельных анализаторов. В то же время развитие любых способностей определяется, естественно, и трудоспособностью личности; основными составляющими этого фактора являются: работоспособность, активность и саморегуляция, соотношение произвольных и непроизвольных функций.