Виды способностей
Способности
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях легко, быстро и вместе с тем основательно усваивает способы ее организации и осуществления.
Способности формируются на основе задатков – врожденных физиологических особенностей мозга и нервной системы.
Наличие задатков не означает появления способностей. Для того, чтобы задатки превратились в способности, необходимы соответствующие условия и собственная активность ребенка. Более успешно происходит развитие способностей в сенситивный период – наиболее благоприятный для развития способностей. Для большинства способностей сенситивным периодом развития является дошкольный возраст.
1) Общие – система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями, навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах. Это любознательность, внимательность, последовательность, способность поставить цели и осуществить их. Общие способности тесно связаны с направленностью личности, с устойчивостью интересов.
|
|
2) Специальные – это возможности к развитию психических процессов или качеств личности для конкретного вида деятельности.
Специальные способности бывают двух видов:
а) в области психической деятельности (перцептивные, мнемические, логические, сенсорные, коммуникативные и др.);
б) к определенному типу деятельности (музыкальные, организаторские, лингвистические, педагогические, творческие, математические, научные и т.п.).
3) Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т.е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.
Выделяют два вида развития способностей: репродуктивный и творческий.
Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, хорошо усваивает знания, алгоритмы решения задач. Второй уровень развития способностей предполагает создание чего-то нового, оригинального. К этому уровню способностей относят талант и гениальность.
Талант – уровень развития способностей, который предполагает исключительное мастерство и, вместе с тем оригинальное, творческое решение задач в определенной области, т.е. талантливым считается человек, овладевший всеми секретами профессии (репродуктивный уровень) и способный не просто к исключительно успешному усвоению знаний и навыков, но и предлагающий новые, нестандартные приемы использования их (творческий уровень).
|
|
Гениальность – высшая степень творческой одаренности, способность оригинально, нестандартно воспринимать окружающий мир. Гением обычно называют человека, открытия которого изменили представления человечества в различных сферах жизни (науки).