Заключение

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (ст. 46, ч. 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Европейский Суд по правам человека является необходимым и, как показывает жизнь, достаточно эффективным институтом защиты конституционных прав и свобод человека на международном уровне; его решения существенно содействовали и содействуют систематической судебно-правовой реформе российского законодательства и совершенствованию судебной и правоохранительной практики.

Однако обозначенные в эссе проблемы говорят о нерешенных проблемах поводу применения Конвенции в российских судах, влияния ее на законодательство и правоприменительную практику, коллизии между Конвенцией и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, правового регулирования в сфере исполнения решений ЕСПЧ.

Анализ этих проблем позволил выявить некоторые пути выхода их обозначенных проблем. Представляется, что российские власти должны разработать ряд норм и процедур, которые позволили бы вести систематическую и комплексную работу по реализации мер общего характера, необходимых для исполнения решений ЕСПЧ. В частности, необходимо создать механизмы и процедуры, которые обеспечивали бы координацию между различными органами власти (законодательными, исполнительными и судебными) при идентификации причин, приводящих к нарушению норм ЕКПЧ, при разработке комплекса мер, по устранению таких нарушений и при реализации этих мер. Кроме того, необходимо создать систему мониторинга, которая позволяла бы оценить эффективность исполнения решений ЕСПЧ.

Важно отметить, что необходимо дальнейшее совершенствование структурных органов и функций самого Европейского Суда по правам человека, усиление координационно-контрольного механизма Европейской Конвенции по правам человека, а также упрощение некоторых процедур деятельности Европейского Суда по правам человека. Это, например, касается сокращения сроков рассмотрения так называемых типичных дел, например, дел, связанных с неисполнением административными органами судебных решений, улучшения условий содержания в местах лишения свободы и в психиатрических лечебницах и т.п.

Необходима дальнейшая законодательная и организационная координация действий органов Совета Европы и Европейского Суда по правам человека с действиями российских представительных, судебных и правоохранительных органов при вынесении и исполнении решений Европейского Суда по правам человека. В частности, требуется регулярно информировать представителей различных органов правоохранения и правосудия Российской Федерации о важных решениях Европейского Суда по правам человека, особенно по жалобам против Российской Федерации, с целью повышения уровня их общего и профессионального правосознания и культуры, качества принимаемых законодательных и правоприменительных решений, и, стало быть, уровня защищённости конституционных и конвенциональных прав и свобод человека. Важным шагом на этом пути могла бы стать обязательная публикация переводов решений Европейского суда по правам человека в официальных печатных органах, например, в «Российской Газете».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: