5.1. Расчет эксплуатационных показателей для оптимального варианта
Нагрузка по пробегу
Показывает, какая масса груза приходится на 1 т грузоподъемности судна или группы судов в среднем в течение всего рейса с учетом всех изменений загрузки судна, связанных с отгрузкой, догрузкой или паузкой в промежуточных пунктах. Рассчитывается по формуле:
Для несамоходного тоннажа:
P = ∑ G * l / (∑ Qр * lг), т / т.тнж. (5.1.а.)
Для тяги:
P = ∑ G * l / (∑ Nр * lг), т / т.тнж. (5.1.б.)
Нагрузка по пробегу будет равна:
Для несамоходного тоннажа:
P = 300000 * 2256 / (7000 * 2256 *48 + 7000 * 2256 * 48) = 0,45 т / т.тнж.
Для тяги:
P = 300000 * 2256 / (800 * 2256 *48 + 800 * 2256 * 48) = 3,91 т / т.тнж.
Техническая скорость с грузом
Определяется делением суммарных тоннаже-километров на сумму соответствующих тоннаже-суток, затраченных судами в расчетном периоде на ход с грузом. Рассчитывается по формуле:
Для несамоходного тоннажа:
U = ∑ Qр * l / (∑ Qр * tхг), км/сут. (5.2.а.)
Для тяги:
U = ∑ Nр * l / (∑ Nр * tхг), км/сут. (5.2.б.)
Техническая скорость с грузом будет равна:
Для несамоходного тоннажа:
U = (7000*2256 + 7000*2256) / (7000*8.85 + 7000*6.82) = 287,94 км/сут.
Для тяги:
U = (800*2256 + 800*2256) / (800*8.85 + 800*6.82) = 287,94 км/сут.
Коэффициент использования времени на ход с грузом
Это величина, показывающая, какую долю средней продолжительности оборота или эксплуатационного периода составляет ходовое время с грузом. Рассчитывается по формуле:
Для несамоходного тоннажа:
τ = ∑ Qр * tхг * n / (Qр * tэ * Ф) (5.3.а.)
Для тяги:
τ = ∑ Nр * tхг * n / (Nр * tэ * Ф) (5.3.б.)
Коэффициент использования времени на ход с грузом будет равен:
Для несамоходного тоннажа:
τ = (7000 * 8.85 * 48 + 7000 * 6.82 *48) / (7000 * 170 * 7.39) = 0,60
Для тяги:
τ = (800 * 8.85 * 48 + 800 * 6.82 *48) / (800 * 170 * 7.39) = 0,60
Пробег с грузом за оборот
Рассчитывается по формуле:
Для несамоходного тоннажа:
lг = ∑ Qр * lг / ∑ Qр, км. (5.4.а.)
Для тяги:
lг = ∑ Nр * lг / ∑ Nр, км. (5.4.б.)
Пробег с грузом за оборот будет равен:
Для несамоходного тоннажа:
lг = (7000 * 2256 + 7000 * 2256) / (7000 + 7000) = 1128 км.
Для тяги:
lг = (800 * 2256 + 800 * 2256) / (800 + 800) = 1128 км.
Средняя продолжительность оборота
Определяется соотношением суммарных тоннаже-километров с грузом и порожнем к суммарным тоннаже-рейсам с грузом. Рассчитывается по формуле:
Для несамоходного тоннажа:
tобр = Qр * tэ * Ф / (∑Qр * n), сут. (5.5.а.)
Для тяги:
tобр = Nр * tэ * Ф / (∑Nр * n), сут. (5.5.б.)
Средний оборот будет равен:
Для несамоходного тоннажа:
tобр = (7000 * 170 * 7,39) / (7000 * 48 + 7000 * 48) = 13,09 сут.
Для тяги:
tобр = (800 * 170 * 7,39) / (800 * 48 + 800 * 48) = 13,09 сут.
Валовая производительность
Определяет объем транспортной работы в тонно-километрах, приходящийся в среднем на одну тонну грузоподъемности за 1 сутки эксплуатационного периода. Рассчитывается по формуле:
Для несамоходного тоннажа:
Pв = ∑ G * lг / (Qр * tэ * Ф), т.км/тнж-сут. (5.6.а.)
Для тяги:
Pв = ∑ G * lг / (Nр * tэ * Ф), т.км/сила-сут. (5.6.б.)
Валовая производительность будет равна:
Для несамоходного тоннажа:
Pв = 300000 * 2256 / (7000 * 170 * 7,39) = 76,96 т.км/тнж-сут.
Для тяги:
Pв = 300000 * 2256 / (800 * 170 * 7,39) = 673,41 т.км/сила-сут.
Провозная способность
Определяется умножением производительности в валовые сутки на тоннаже-сутки в эксплуатации имеющегося в наличии флота. Рассчитывается по формуле:
Для несамоходного тоннажа:
Z = Pв * Qр * tэ * Ф, т.км (5.7.а.)
Для тяги:
Z = Pв * Nр * tэ * Ф, т.км (5.7.б.)
Это максимальное количество груза в тоннах (или максимальный грузооборот в ткм), которое может перевезти (выполнить) флот за расчетный промежуток времени.
Провозная способность будет равна:
Для несамоходного тоннажа:
Z = 76,96 * 7000 * 170 * 7,39 = 676,8 млн.т.км
Для тяги:
Z = 673,41 * 800 * 170 * 7,39 = 676,8млн.т.км
5.2. Разработка проектной схемы графика движения флота
График движения флота – это комплексный план эффективного освоения перевозок грузов. Он определяет рациональную организацию работы транспортного флота и его обслуживания.
График движения является основной частью плана эксплуатационной работы пароходства. Для разработки графика движения используют следующие исходные данные:
1. Годовой план перевозок грузов с разделением их по видам и по родам грузов.
2. Плановая корреспонденция грузопотоков с указанием по каждому из них пунктов отправления и назначения, объема перевозки и грузооборота.
3. Состав транспортного флота и его характеристики.
4. Физические и эксплуатационные условия навигации.
5. Эксплуатационные нормативы на загрузку судов, ходовое время, погрузку и выгрузку и другие операции.
В таблице 6.2. приведена проектная схема графика. В таблице 6.1. приведен план портового обслуживания.
5.3. Оформление плановой документации
На базе исходных данных разрабатывается плановая документация по графику движения, которая включает в себя следующие документы:
1. План освоения грузопотоков (проектная схема).
2. Перечень и характеристику грузовых линий.
3. План портового обслуживания.
4. План тягового обслуживания грузовых линий.
5. План путевого обслуживания.
6. Расписание линий с указанием времени следования и загрузки судов.
7. Технико-экономические показатели работы флота.