Глава II Контент-анализ как метод исследования

Экологическая журналистика в зеркале контент-анализа

Контент-анализ как метод исследования

К числу наиболее распространенных количественных методов изучения текста относится контент-анализ или его ещё называют «анализ содержания». Начнём с определения самого названия данного метода. «Контент-анализ – это методика выявления частоты появления в текстах определённых, интересующих исследователя характеристик. Это позволяет делать выводы относительно намерений создателя конкретного текста или возможных реакций адресата с помощью процедуры измерения» 30. В основе традиционного изучения документов лежит механизм понимания текста. Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации, содержащейся в прессе. Контент-анализ эффективен, когда необходимо обеспечить высокую точность показателей. Можно сделать вывод, что методика анализа содержания направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов, которые эти тексты представляют. Основными условиями успешного контент-анализа являются:

1. Объективность, которая достигается тем, что при рассмотрении одних и тех же текстов, любой исследователь приходит к одинаковым фактическим результатам;

2. Системность анализа объекта исследования, то есть, когда исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые подтверждают его гипотезу и отвергают другие. Это требование позволяет избежать аргументированной подтасовки фактов;

3. Научная строгость, которая подразумевает обязательное соблюдение этапов исследования с набором требований, предъявляемых каждому из них;

4. Репрезентативность, то есть необходимость быть характерным для всей реальной деятельности источника;

5. Количественный анализ, - это когда подсчёту в тексте поддаются частотность употребления тех или иных элементов этого текста, случайность этих употреблений, могут быть выведены корреляционные коэффициенты, а также соотношения процентного и удельного веса различных характеристик текста (см 31). Систематическое исследование значимых единиц, а это подсчёт и анализ, составляют, как мы видим, суть метода контент-анализа. Главная теоретическая особенность метода заключается в том, что «текст при анализе воспринимается в качестве объективированного отражения намерений субъектов, общающихся друг с другом (см 32).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: