Тема 12. Методики диагностики творческих способностей и требования к их разработке

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать, на первый взгляд, недостижимой цели, находить выход (выкручиваться) из, казалось бы, безвыходной ситуации, используя обстановку предметы и обстоятельства необычным образом.

По мнению Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Авторами концепция креативности считаются:

Джо Пол Гилфорд,

Пол Торренс,

в нашей стране – Диана Борисовна Богоявленская.

По их мнению, креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

Вместе с тем многими исследованиями установлено, что корреляции креативности и академической успеваемости очень малы, а личностные качества «идеального отличника» и «творческого человека» полярны.

В экспериментах Д.Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов.

В исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории психологии способностей ИП РАН, выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые.

Поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации именно по этому критерию (творчество антиадаптивно!), – то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые интеллектуальные задачи.

Наиболее глубокое исследование, касающееся отношений креативности и интеллекта, провела Е.Л. Григоренко (Григоренко Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности. Автореф. канд. диссертации. М., 1989.). Ей удалось выявить, что количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью по методике Е.П.Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Д.Векслеру.

Таким образом теоретические соображения и экспериментальные данные позволяют заключить, что креативность и интеллект являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга. Операционально они противоположны: ситуации, благоприятствующие проявлению интеллекта, противоположны по своим характеристикам ситуациям, в которых проявляется креативность.

В настоящее время не существует методик для диагностики креативности, признанных всеми безусловно, как не существует и однозначности в понимании самого явления креативности. Большинство исследователей сходятся в том, что в основе креативности или творческих способностей лежит дивергентное мышление.

При этом диапазон выбора методик весьма широк — от диагностики конкретных дивергентных интеллектуальных функций и исследования определенных качеств личности до изучения продуктов творческой деятельности и т.п.

Большинство методик, называемых тестами креативности, исследуют не что иное, как различные функции дивергентного мышления, которое является, безусловно, одной из составляющих креативности. Однако в подходах к содержанию и процессу диагностики дивергентных мыслительных функций обнаружены некоторые противоречия.

Во-первых, показатели, оцениваемые в данных тестах, вызывают много сомнений в связи с тем, что недостаточно данных об их статистически установленной валидности и надежности.

Во-вторых, у многих исследователей сомнение вызывает условие ограничения времени при выполнении заданий, поскольку ограничение времени является сдерживающим фактором и может вносить фрустрирующий элемент в процесс актуализации дивергентного мышления.

В-третьих, творческий процесс, который стимулируется предлагаемыми тестами, не может быть актуализирован несколько раз одним и тем же набором стимульного материала, так как происходит привыкание к тестовым заданиям и, как следствие, повторная диагностика становится невозможной. В этой связи необходима разработка нескольких параллельных форм.

Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей (слайды № 2 и 3):

1. Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.

2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.

3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.

4. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

5. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

отсутствие ограничения по времени;

минимизация мотивации достижения;

отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: