Специфика работы с неблагополучными семьями

В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.

Как правило, в таких семьях, дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.

Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются педагоги школы, социальные педагоги, специалисты разных центров и т.д. Этот факт является сам по себе успокаивающим; подключении к ситуации, в которой оказалась семья, новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние одиночества неблагополучной семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что приводит к усилению контроля над ними.

Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более чем комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни.

Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:

- не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;

- у них отсутствует понятие времени (день, месяц, неделя);

- на собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых;

- во время встречи со специалистом могут смотреть телевизор или слушать радио; могут заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы;

- неспособны говорить связно ни о себе, ни о других;

- постоянно меняют место жительства;

- постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками.

Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье.

Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.

Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.

Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы. Внимание должно быть сосредоточено на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе, который тоже должен учитываться, но не являться главным.

Во время работы с такой семьей педагог сначала сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи.

Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уровню, при которой она могла бы обойтись без посторонней помощи.

Показатели оценки функционирования семьи.

- Уровень ее жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.).

- Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу.

- Уменьшилось употребление алкоголя.

- Решены прочие специфические для данной семьи проблемы.

Улучшение бытовых условий - очень важный положительный момент стало чище в квартире - легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ - безопаснее детям и взрослым и т.д.

Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности можно провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение организаций города, района, села. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной семье. Это Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр занятости, Комитет по молодежной политике, социально-психологические и реабилитационные центры, наркологический и психоневрологический диспансеры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования и другие работники смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.

Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.

1. Нарушение поведения - в 50% неблагополучных семей.

- бродяжничество.

- агрессивность.

- хулиганство, кражи.

- вымогательство.

- аморальные формы поведения.

- неадекватная реакция на замечания взрослых.

2. Нарушение развития детей - в 70% неблагополучных семей.

- уклонение от учебы.

- низкая успеваемость.

- неврастения.

- отсутствие навыков личной гигиены.

- неуравновешенность психики.

- подростковый алкоголизм.

- тревожность.

- болезни, недоедание.

3. Нарушение общения - в 45% неблагополучных семей.

- конфликтность с учителями, сверстниками.

- агрессивность со сверстниками.

- аутизм.

- частое употребление ненормативной лексики.

- суетливость и /или гиперактивность.

- нарушение социальных связей с родственниками.

- контакты с криминогенными группировками.

Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.

п/п Доминирующий фактор в характе-ристике семьи. Виды помощи семье и детям. Службы, центры, учрежде-ния, специалисты. Необходимые документы для оказания помощи.

1.

2. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность роди-телей и семьи.

Жестокое отношение к 1.Наблюдение и консульта-ция учителя, психолога, соц. педагога.

2.Помощь психотерапевта, игротерапевта семье и де-тям.

3.Прооведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей.

4.Вовлечение детей в круж-ки, студии, секции, центры дневного пребывания.

5.Постановка на учет в ОДН, УВД или к детскому нарколо-гу, психиатру.

1.Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работ-ника.

2. Консультация для родите-лей психолога, социального педагога, социального педагога, врача, юриста.

3.Психотерапевтическая помощь родителям и детям.

4.Привлечение к занятиям детско-родительской группы.

5.Постановка на учет ОДН, ЦВС, КДН, к подростковому психиатру, наркологу. ДОУ, школа, центры, служ-бы, Дворец молодежи, Дво-рец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д.

Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН, Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, соци-ального педагога.

Семья алкоголи-ков (оба родителя пьют).

Семья в состоя-нии развода или после развода.

Неполная семья.

Отчужденность родителей из-за занятости.

Полная семья, один из родите-лей пьет.

Неполная семья, родитель - алкоголик (одинокая мать -алкоголичка или отец).

Опекунские се-мьи, престаре-лые.

Родители лишены родительских прав, дети нахо-дятся в государст-венном учрежде-нии

Родители лишены родительских прав, но дети проживают с ними. 6.Привлечение родителей к работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье.

1.Наблюдения и консульта-ция психолога образователь-ного учреждения (для детей и подростков).

2.Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

3.Дополнительны занятия с ребенком по оказанию помо-щи в учении.

4.Постановка семьи на учет.

5.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)

6.Постановка подростка на учет в ОДН.

7.Консультация подростка у врача психиатра, нарколога.

8.Консультирование ребенка на ПМПк и определение программы обучения.

9.Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу и др.

10.Работа с родителями спе-циалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимо-сти).

11.Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

1.Наблюдение и консульта-ция психолога образователь-ного учреждения, социального педагога, учите-ля.

2.Консультативная помощь психолога и психотерапевта.

3.Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы и т.д.

4.Дополнительная помощь в выполнении дом. заданий, учебе.

5.Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.

6.Привлечение к деятельно-сти класса родителей ребен-ка.

7.Помощь ребенку со сторо-ны его окружения.

8.Помощь ребенку со сторо-ны сверстников.

9.Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенес-ших эмоциональную травму.

10.Использование видеоматериалов для работы с родителями (последств. разв.)

1.Привлечение полной се-мьи для работы с ребенком и его семьей.

2.Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

3.Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.

4.Наблюдение и консульта-ция психолога, социального педагога.

5.Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополни-тельного образования.

6.Обучение одного из родителей навыкам воспита-ния детей при отсутствии второго родителя.

7.Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

8.Привлечение обществен-ных организаций к воспитанию в семье.

1.Сопровождение ребенка специальным педагогом.

2.Наблюдение и консульта-ция психолога образователь-ного учреждения.

3.Консультативная помощь психолога, психотерапевта, игротерапевта.

4.Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания.

5.Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.

6.Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель).

1.Наблюдение и консульта-ция психолога за ребенком.

2.Беседа со здоровым родителем психолога, классного руководителя, врача.

3.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.

4.Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.

5.Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы.

6.Работа классного руководи-теля психолога школы с пью-щим родителем, беседы о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

7.Индивидуальная работа социального педагога с каж-дым из родителей по изменению отношения к себе.

8.При асоциальном поведе-нии ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидаль-ность и т.д.), обследование подростка у детского психо-лога.

9.При хроническом неусвое-нии школьной программы направление ребенка на ПМПк для определения про-граммы обучения и типа образовательного учрежде-ния.

1.Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

2.Наблюдение и консульта-ции школьного психолога.

3.Вовлечение классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки.

4.Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой семье детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лише-нии родителя-алкоголика родительских прав.

5.Направление ребенка образовательным учрежде-нием на ПМПк для определения уровня его развития и программы обу-чения.

6.При нарушении подрост-ком правил и норм общест-венной жизни, хулиганстве или правонарушениях воз-буждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спец. школу.

1.Вовлечение детей и подро-стков классным руководите-лем в кружки, секции.

2.Консультации психолога образовательного учрежде-ния для опекунов.

3.Индивидуальная работа психолога с ребенком.

4.Помощь учителя ребенку в учебе.

5.Консультации районного психиатра.

6.При необходимости возбуждение образовательным учре-ждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют).

7.При необходимости направление образовательным учре-ждением ребенка на ПМПк для определения уровня его развития и программы обуче-ния.

8.Консультация у невропатолога и психиатра.

1.Наблюдение и патронаж семьи социальным педаго-гом.

2.Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем.

3.Восстановление родствен-ных отношений ребенка и семьи социальным педаго-гом.

4.Организация встреч родителей и детей руководителями учрежде-ний.

5.Помощь со стороны окружения семьи.

6.Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждении.

7.Организация воспитателя-ми переписки детей и роди-телей.

1.Социальное патронирова-ние семьи.

2.Консультации психолога образовательного учрежде-ния для родителей и ребен-ка.

3.Занятие родителей и детей в семейных группах.

4.Вовлечение педагогом ребенка в кружки, секции.

5.Оказание учителем помо-щи в учении.

6.Напрвление ребенка на ПМПк для определения уровня развития и програм-мы обучения образователь-ным учреждением.

7.Восстановление социаль-ным педагогом родственных связей ребенка. ДОУ, школа, учителя, цен-тры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, комитет по здравоохра-нению, врачи, службы, КДН, ИДН.

ДОУ, школа, центры, служ-бы, консультация психоте-рапевта, родительский клуб.

ДОУ, школа, центры, служ-бы, кризисные центры, родственники, клуб мате-рей, дома творчества, органы социальной защиты.

Центры ДОУ, образователь-ные учреждения, дворец творчества.

ДОУ, образовательное учреждение, центры социально-педагогической и Медико-психологической реабилитации, ПМПк, детский или подростковый психиатр, КПН, инспекция по делам несо-вершеннолетних, центр семейного воспитания, наркологический диспансер, клубы и дворцы творчества.

Центр семейного воспита-ния, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПк, КДН, клубы для детей и подрост-ков, органы здравоохране-ния.

ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЖЭК, МВД,КДН, ИДН,

ДОУ, школа, центры, отдел соц.защиты, ПМПк, родственники, друзья семьи. Акт обследования жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заклю-чение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучающегося, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места

жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав.

Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направ-ление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, генограмма окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога, с указанием конкретных факторов.

Характеристика из образовательного окружения, ходатайство на постановку в органы социальной защиты и др.

Карта семьи, рекоменда-ции для родителей, заяв-ление родителей, приглашение родителей в школу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: