В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.
Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.
Как правило, в таких семьях, дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.
Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.
|
|
Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются педагоги школы, социальные педагоги, специалисты разных центров и т.д. Этот факт является сам по себе успокаивающим; подключении к ситуации, в которой оказалась семья, новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние одиночества неблагополучной семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что приводит к усилению контроля над ними.
Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более чем комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни.
Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:
- не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;
- у них отсутствует понятие времени (день, месяц, неделя);
- на собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых;
- во время встречи со специалистом могут смотреть телевизор или слушать радио; могут заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы;
|
|
- неспособны говорить связно ни о себе, ни о других;
- постоянно меняют место жительства;
- постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками.
Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье.
Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.
Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.
Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.
Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:
1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.
Возможна и следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.
Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы. Внимание должно быть сосредоточено на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе, который тоже должен учитываться, но не являться главным.
|
|
Во время работы с такой семьей педагог сначала сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи.
Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уровню, при которой она могла бы обойтись без посторонней помощи.
Показатели оценки функционирования семьи.
- Уровень ее жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.).
- Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу.
- Уменьшилось употребление алкоголя.
- Решены прочие специфические для данной семьи проблемы.
Улучшение бытовых условий - очень важный положительный момент стало чище в квартире - легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ - безопаснее детям и взрослым и т.д.
Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности можно провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение организаций города, района, села. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной семье. Это Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр занятости, Комитет по молодежной политике, социально-психологические и реабилитационные центры, наркологический и психоневрологический диспансеры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования и другие работники смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.
|
|
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.
1. Нарушение поведения - в 50% неблагополучных семей.
- бродяжничество.
- агрессивность.
- хулиганство, кражи.
- вымогательство.
- аморальные формы поведения.
- неадекватная реакция на замечания взрослых.
2. Нарушение развития детей - в 70% неблагополучных семей.
- уклонение от учебы.
- низкая успеваемость.
- неврастения.
- отсутствие навыков личной гигиены.
- неуравновешенность психики.
- подростковый алкоголизм.
- тревожность.
- болезни, недоедание.
3. Нарушение общения - в 45% неблагополучных семей.
- конфликтность с учителями, сверстниками.
- агрессивность со сверстниками.
- аутизм.
- частое употребление ненормативной лексики.
- суетливость и /или гиперактивность.
- нарушение социальных связей с родственниками.
- контакты с криминогенными группировками.
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.
№
п/п Доминирующий фактор в характе-ристике семьи. Виды помощи семье и детям. Службы, центры, учрежде-ния, специалисты. Необходимые документы для оказания помощи.
1.
2. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность роди-телей и семьи.
Жестокое отношение к 1.Наблюдение и консульта-ция учителя, психолога, соц. педагога.
2.Помощь психотерапевта, игротерапевта семье и де-тям.
3.Прооведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей.
4.Вовлечение детей в круж-ки, студии, секции, центры дневного пребывания.
5.Постановка на учет в ОДН, УВД или к детскому нарколо-гу, психиатру.
1.Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работ-ника.
2. Консультация для родите-лей психолога, социального педагога, социального педагога, врача, юриста.
3.Психотерапевтическая помощь родителям и детям.
4.Привлечение к занятиям детско-родительской группы.
5.Постановка на учет ОДН, ЦВС, КДН, к подростковому психиатру, наркологу. ДОУ, школа, центры, служ-бы, Дворец молодежи, Дво-рец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д.
Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН, Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, соци-ального педагога.
Семья алкоголи-ков (оба родителя пьют).
Семья в состоя-нии развода или после развода.
Неполная семья.
Отчужденность родителей из-за занятости.
Полная семья, один из родите-лей пьет.
Неполная семья, родитель - алкоголик (одинокая мать -алкоголичка или отец).
Опекунские се-мьи, престаре-лые.
Родители лишены родительских прав, дети нахо-дятся в государст-венном учрежде-нии
Родители лишены родительских прав, но дети проживают с ними. 6.Привлечение родителей к работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье.
1.Наблюдения и консульта-ция психолога образователь-ного учреждения (для детей и подростков).
2.Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
3.Дополнительны занятия с ребенком по оказанию помо-щи в учении.
4.Постановка семьи на учет.
5.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
6.Постановка подростка на учет в ОДН.
7.Консультация подростка у врача психиатра, нарколога.
8.Консультирование ребенка на ПМПк и определение программы обучения.
9.Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу и др.
10.Работа с родителями спе-циалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимо-сти).
11.Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).
1.Наблюдение и консульта-ция психолога образователь-ного учреждения, социального педагога, учите-ля.
2.Консультативная помощь психолога и психотерапевта.
3.Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы и т.д.
4.Дополнительная помощь в выполнении дом. заданий, учебе.
5.Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.
6.Привлечение к деятельно-сти класса родителей ребен-ка.
7.Помощь ребенку со сторо-ны его окружения.
8.Помощь ребенку со сторо-ны сверстников.
9.Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенес-ших эмоциональную травму.
10.Использование видеоматериалов для работы с родителями (последств. разв.)
1.Привлечение полной се-мьи для работы с ребенком и его семьей.
2.Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.
3.Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.
4.Наблюдение и консульта-ция психолога, социального педагога.
5.Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополни-тельного образования.
6.Обучение одного из родителей навыкам воспита-ния детей при отсутствии второго родителя.
7.Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.
8.Привлечение обществен-ных организаций к воспитанию в семье.
1.Сопровождение ребенка специальным педагогом.
2.Наблюдение и консульта-ция психолога образователь-ного учреждения.
3.Консультативная помощь психолога, психотерапевта, игротерапевта.
4.Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания.
5.Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.
6.Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель).
1.Наблюдение и консульта-ция психолога за ребенком.
2.Беседа со здоровым родителем психолога, классного руководителя, врача.
3.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.
4.Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.
5.Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы.
6.Работа классного руководи-теля психолога школы с пью-щим родителем, беседы о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
7.Индивидуальная работа социального педагога с каж-дым из родителей по изменению отношения к себе.
8.При асоциальном поведе-нии ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидаль-ность и т.д.), обследование подростка у детского психо-лога.
9.При хроническом неусвое-нии школьной программы направление ребенка на ПМПк для определения про-граммы обучения и типа образовательного учрежде-ния.
1.Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
2.Наблюдение и консульта-ции школьного психолога.
3.Вовлечение классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки.
4.Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой семье детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лише-нии родителя-алкоголика родительских прав.
5.Направление ребенка образовательным учрежде-нием на ПМПк для определения уровня его развития и программы обу-чения.
6.При нарушении подрост-ком правил и норм общест-венной жизни, хулиганстве или правонарушениях воз-буждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спец. школу.
1.Вовлечение детей и подро-стков классным руководите-лем в кружки, секции.
2.Консультации психолога образовательного учрежде-ния для опекунов.
3.Индивидуальная работа психолога с ребенком.
4.Помощь учителя ребенку в учебе.
5.Консультации районного психиатра.
6.При необходимости возбуждение образовательным учре-ждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют).
7.При необходимости направление образовательным учре-ждением ребенка на ПМПк для определения уровня его развития и программы обуче-ния.
8.Консультация у невропатолога и психиатра.
1.Наблюдение и патронаж семьи социальным педаго-гом.
2.Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем.
3.Восстановление родствен-ных отношений ребенка и семьи социальным педаго-гом.
4.Организация встреч родителей и детей руководителями учрежде-ний.
5.Помощь со стороны окружения семьи.
6.Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждении.
7.Организация воспитателя-ми переписки детей и роди-телей.
1.Социальное патронирова-ние семьи.
2.Консультации психолога образовательного учрежде-ния для родителей и ребен-ка.
3.Занятие родителей и детей в семейных группах.
4.Вовлечение педагогом ребенка в кружки, секции.
5.Оказание учителем помо-щи в учении.
6.Напрвление ребенка на ПМПк для определения уровня развития и програм-мы обучения образователь-ным учреждением.
7.Восстановление социаль-ным педагогом родственных связей ребенка. ДОУ, школа, учителя, цен-тры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, комитет по здравоохра-нению, врачи, службы, КДН, ИДН.
ДОУ, школа, центры, служ-бы, консультация психоте-рапевта, родительский клуб.
ДОУ, школа, центры, служ-бы, кризисные центры, родственники, клуб мате-рей, дома творчества, органы социальной защиты.
Центры ДОУ, образователь-ные учреждения, дворец творчества.
ДОУ, образовательное учреждение, центры социально-педагогической и Медико-психологической реабилитации, ПМПк, детский или подростковый психиатр, КПН, инспекция по делам несо-вершеннолетних, центр семейного воспитания, наркологический диспансер, клубы и дворцы творчества.
Центр семейного воспита-ния, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПк, КДН, клубы для детей и подрост-ков, органы здравоохране-ния.
ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЖЭК, МВД,КДН, ИДН,
ДОУ, школа, центры, отдел соц.защиты, ПМПк, родственники, друзья семьи. Акт обследования жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заклю-чение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучающегося, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места
жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав.
Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направ-ление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, генограмма окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога, с указанием конкретных факторов.
Характеристика из образовательного окружения, ходатайство на постановку в органы социальной защиты и др.
Карта семьи, рекоменда-ции для родителей, заяв-ление родителей, приглашение родителей в школу.