-необходимые условия, формы познания заложены в самом разуме и составляют основу знания
- Феномены – воспринимаемые явления вещей(мир явлений, составляющий содержание нашего опыта) «ВЕЩИ ДЛЯ НАС»
- Ноумены – (вещи сами по себе, умопостигаемая, не данная в опыте, сущность) – непознаваемая часть мира «ВЕЩИ В СЕБЕ» вызывают у нас хаос ощущений, которые упорядочиваются разумом
- мы познаем мир не сам по себе, а как он нам является
- Высшая познавательная способность – рассудок как способность создания правил.
-Познание – взаимодействие рассудка и чувств
- Разум- способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога)
-Формы чувственности и рассудка находятся в нас, а не в самом мире, они упорядочивают впечатления
- при попытке постигнуть сущность вещи разум впадает в противоречия – антиномии (сущность «вещи в себе» лишь частично высвечивается в явлении, это место веры)
Этика
-«Две вещи наполняют душу благоговением – звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
|
|
- Долг – центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой
- Моральный долг (внутренний императив) – желание добра ради него самого, а не чего-то другого.(добрая воля имеет цель сама в себе.
-Гипотетический императив – это поступок, обусловленный целью (чтобы стать врачом нужно изучать медицину)
-Нравственный закон, не обусловленный внешней целью – категорический императив «поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом… поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку, как цели, и никогда как к средству»
-Свобода- необходимое условие морального закона в поисках совершенства.
-Религия – нравственное единение людей.