Физическая подготовка (ОФП и СФП)

Воспитание силы. Способность организма преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий воспитывается в играх с использованием отягощений, преодолением сопротивления соперника или собственного веса. Это игры с использованием набивных мячей, гантелей, гимнастических скамеек, партнера, отжиманий, подтягиваний, перетягиваний, передвижений в различных исходных положениях (в упоре лежа, в упоре присев, с выпрыгиваниями, с прыжками на одной ноге и др.). Полезно проводить игры и эстафеты с бегом по песку, по воде, по снегу.

Игры, преимущественно направленные на воспитание силы: «Бой петухов», «Перетягивания в парах», «Перетягивания сидя», «Тяни в круг», «Выталкивания из круга», «Перетягивание каната», «Регби на коленях», «Скамейка над головой», «Перемена мест», «Силовые пятнашки».

Воспитание быстроты. Это качество особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела или его частей в пространстве. Это несложные кратковременные игры «Вызов номеров», «Наступление», «День и ночь», «Перебежки с выручкой», «Простые пятнашки», «Падающая палка».

Для выполнения упражнений в максимальном темпе используются игры с активным соревнованием двух сторон и требующие реакции на движущийся объект: «Гонка мячей», «Передал – садись», «Охотники и утки», «Мяч среднему», «Мяч ловцу», «Пятнашки с передачами», «Четыре мяча на одной стороне» и др.

Игры, содействующие развитию скоростных качеств, рекомендуется проводить в начале тренировки, до наступления утомления, т.к. скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальной возбудимости нервной системы. Очень положительно сочетаются в играх скоростные и силовые качества. Перед проведением игр важно проводить небольшую разминку, а по ходу игр устраивать интервалы для отдыха.

Воспитание выносливости. В играх, способствующих воспитанию выносливости (выполнение работы до наступления утомления) используются циклические движения: «Гонка с выбыванием», «Пятнашки цепью», «Чай-чай-выручай», а также продолжительные усилия не связанные с определенным ритмом: «Борьба за мяч», «Ловля передачами», «Мяч ловцу».

Упражнения для воспитания выносливости циклического характера могут вызывать утомление, понижение работоспособности. Их полезно сочетать с подвижными играми. Существует немало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой интенсивности.

Воспитание ловкости. В основе качества ловкость лежит способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Разнообразные подвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию создают хорошую основу для воспитания специальной ловкости.

Высокий уровень развития ловкости особенно необходим в ациклических видах спорта, где условия выполнения упражнений все время меняются. Именно подвижные игры являются основным средством воспитания ловкости. В игре совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных анализаторов: тактильная чувствительность, слуховая и зрительная (например, острота зрения и периферическое зрение), развивается двигательная память. Воспитывать ловкость необходимо до наступления утомления. Примерные игры: «Попади в мяч», «Защита укрепления», «Защити товарища», «Часовые и разведчики», «Чай-чай-выручай», «Пятнашки с фигурами», «Городки» и др.

Воспитание гибкости. Основной показатель гибкости – амплитуда движений. Это необходимое качество во многих видах спорта. Гонки мяча в колоннах различными способами (прогнувшись, с поворотами, с наклонами) применяются для сохранения и развития гибкости. В технически сложных видах спорта тренер подбирает соответствующие игры для целенаправленного локального воздействия на отдельные мышечные группы, связки, суставы. Часто используются снаряды, отягощения, помощь товарища по команде для увеличения амплитуды движений и дополнительного растяжения мышц и связок.

Перед играми необходима соответствующая разминка, чтобы избежать растяжений и разрывов связок и мышечных волокон. Игры для воспитания гибкости: «Мостик и кошка», «Построй мост», «Палку за спину», «Тоннель» и др.

Спортивная подготовка включает в себя техническую, тактическую и психическую подготовку спортсмена.

Подвижные игры в технической подготовке. В группах начальной подготовки систематическое проведение подвижных игр позволяет создать у начинающих спортсменов определенный запас движений. Чем больше запас движений, тем легче формируется новый навык и спортивная техника в целом. На этой стадии подбираются игры, близкие по двигательной структуре к техническим приемам данного вида спорта (например, «Чехарда», «Мяч по кругу», игровые эстафеты со стартом и финишем).

Стадия формирования двигательного навыка происходит без игр и эмоций под постоянным контролем. Эмоции могут только нарушить навык и затруднить достижение цели. Только на стадии закрепления и совершенствования разученный элемент техники может включаться в подвижные игры и эстафеты. Игра является средством совершенствования двигательного навыка. В условиях игры навык становится устойчивым и стабильным, а так же гибким и вариативным.

Непродуманный подбор игр может привести к отрицательному переносу навыка. В баскетболе и гандболе следует исключить из игр бег с мячом в руках, где это запрещено правилами. Технически верное выполнение движений на большой скорости – очень сложная задача. Совершенствование навыка в играх происходит в условиях, близких к соревновательным.

Использование игр для тактической подготовки. Сущность игры связана с изучением поведения личности и возможностью его регулирования. Подвижная игра является средством моделирования различных ситуаций: от простых до сложных (неожиданная смена направления или ритма движений). Поэтому игра заставляет активно работать мысль, она включает в себя разнообразные по сложности способы ведения борьбы. Участники должны уметь рассчитать свои силы, определить рациональные приемы действий.

В спортивных играх и единоборствах (благодаря многообразию тактических возможностей) подвижные игры используются чаще для тактической подготовки спортсменов, чем в сложно технических и циклических видах спорта. Очень важное место в тактической подготовке спортсменов занимает формирование наступательной тактики ведения борьбы. В настоящее время в спорте наблюдается тенденция ограничивать воспитание автоматизированных тактических навыков и расширять их вариативность. Эту задачу можно успешно решать с помощью разнообразных командных игр: «Два капитана», «Четыре мяча», «Мяч капитану», различные варианты игры «Выбивалы», «Баскетбол с помощью», «Пятнашки в парах», «Наступление», «Защита города», «Казаки-разбойники» и др.

Использование игр для морально-волевой подготовки. Игра является не просто особым видом упражнений, она несет важные социально-педагогические функции (особенно в детском и юношеском спорте). Она помогает создать коллектив. Даже в тех видах спорта, где человек «соревнуется» с килограммами, метрами, секундами или демонстрирует умение управлять своим телом, важно воспитывать чувство коллективизма.

Коллективное начало подвижных игр содействует формированию положительных черт характера и нравственных качеств. Ведь тот же «чемпион» в кругу своих товарищей по игре может оказаться далеко не лучшим. С ростом достижений в спорте увеличивается роль интеллектуальной подготовки. Игра приучает владеть своими эмоциями, мгновенно реагировать на действия соперника.

В игре велика роль правил. Их непременное соблюдение способствует воспитанию честности и справедливости, сознательной дисциплины. Игры с активной борьбой двух сторон помогают воспитывать здоровый азарт и спортивную «злость». В играх «Наступление», «Вызов», «Подвижная цель» надо быть смелым и решительным, в «Перетягивании каната» необходима настойчивость, а в «Перестрелке» и других командных играх – взаимовыручка.

В играх можно наблюдать и оценивать следующее:

- проявление спортсменом инициативы и настойчивости, умение бороться до конца;

- проявление трусости и нерешительности;

- отношение к соперникам по игре;

- отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка);

- отношение к собственным ошибкам, исправление их во время повторной игры;

- дисциплинированность, требовательность к себе;

- отношение к победе, поражению.

Подвижные игры в различные периоды спортивной тренировки используются в соответствии с задачами каждого этапа. Изменяется их объем, характер и методика использования.

В начале подготовительного периода используется большое количество подвижных игр, направленных на воспитание физических качеств и морально-волевую подготовку. Далее объем игр уменьшается. Игры направлены на совершенствование элементов техники и развитие специальных качеств. В конце подготовительного периода с помощью игр решаются определенные тактические задачи и сохранение эмоционального настроя.

Соревновательный период отличается большим эмоциональным подъемом. Подвижные игры соревновательного характера помогают достичь психологической готовности и легче перенести нервные напряжения. Между состязаниями игры используются как активный отдых для снятия нервного напряжения.

В переходный период используются самые разнообразные подвижные игры и эстафеты на местности с целью завершения восстановительных процессов после напряженных соревнований и сохранения тренированности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Использование подвижных игр в подготовительной, основной и заключительной частях урока.

2. Подвижные игры на переменах и в группах продленного дня.

3. Методика организации и проведения соревнований по подвижным играм.

4. Спортивные праздники в школе, по месту жительства и в оздоровительных лагерях.

5. Положение и программа спортивного праздника.

6. Особенности организации подвижных игр в оздоровительных лагерях.

7. Игры на открытой и пересеченной местности.

8. Особенности организации подвижных игр на воде.

9. Подвижные игры в воспитании физических качеств.

10. Использование игр в технической, тактической и психической подготовке спортсмена.

11. Использование игр в подготовительном, соревновательном и переходном периодах спортивной тренировки.

Приложение 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: