для детей двух – четырех лет

Подвижные игры и игровые задания

Задачи: упражнять детей в ходьбе и беге в заданном направлении, совершенствовать координацию движений детей. Развивать ловкость, глазомер, умение ориентироваться в пространстве.

«Запасливая белочка»

Воспитатель рассказывает: «осенью запасала белочка орешки для бельчат. Много орехов собрала, а домик ее далеко. Не поможете ли вы перенести белочки орехи в домик?» Спрашивает у детей воспитатель.

Предметы располагаются в обручах на одной из сторон площадки (по числу детей). Каждый берет по одному ореху и идет (бежит) к домику белки. Орехов много. Белочка не забывает поблагодарить каждого из детей. От лица персонажа воспитатель оценивает и поощряет двигательную деятельность детей.

«Цыплята, бегите ко мне»

Играющие выполняют действия согласно принятой роли. Курочка – рябушечка гуляет с цыплятами по двору. Нашла зернышки, зовет своих деток: «бегите ко мне». Угостила зернышками, приласкала, Нашла червяка, кричит: «Ко – ко – ко, цыплятки, бегите ко мне». Увидела зеленую травку, позвала цыплят пощипать свежей травки.

«Мамы и дети»

Играющие выполняют действия согласно принятой роли:

Мама – свинка зовет поросят (бег);

Мама – зайчиха зовет зайчат (прыжки на двух ногах с продвижением вперед);

Медведица обращается к детям: «Медвежата, ко мне» (ходьба по медвежьи на четвереньках);

Котята торопятся к маме (ползанье с опорой на ладони и колени);

Мышата стремятся к маме мышке (ходьба и бег на носках).

Задачи: упражнять детей в беге. Поощрять самостоятельность в использовании пособий и игрушек, побуждающих к движению.

«Бегите вместе со мной»

Воспитатель начинает бег с бубном в руках, малыши постепенно присоединяются к нему и бегут стайкой по кругу за воспитателем. Во второй половине года воспитатель предлагает начинать бег тем, кто постарше.

«Бег с предметом в руках»

Дети бегут по одному и стайкой по кругу или произвольно, одновременно действуя каким либо предметом. Увлекает детей бег с такими предметами и игрушками: погремушкой, колокольчиком, маленьким бубном; развивающейся по ветру ленточкой; платочком; вертушкой, детским змеем на шнурке, самолетом, снежинкой или просто папирусной бумаге на нитке; воздушном шариком, осенним листком и другими безопасными предметами.

«Дудочка играй»

Воспитатель показывает детям дудочку и говорит, что она не простая, а волшебная. Как только она начинает играть, никто устоять не может: бегают и пляшут, кто как умеет, а когда дудочка перестанет играть – замирают на месте.

Задачи: упражнять детей в беге в условиях совместной игры, в направлении и темпе, обусловленном игровой задачей (догонять и убегать), в беге за котящимся предметом. Совершенствовать мелкую моторику, развивать координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость.

«Убегайте, догоню»

Обращаясь к детям, воспитатель говорит:

«Посмотрим кто у нас ловкий и быстрый. Бегите, а я вас буду догонять».

Воспитатель бежит за детьми, но не ловит их: приблизившись к одним, бежит за другими. Во время игры взрослый сам смеется и приветствует радостный смех детей. В игре можно использовать игрушки (кошка, зайчик, мишка и д.р.).

«Догоните мячи»

Воспитатель показывает детям мяч, знакомит с его свойствами: резиновый, цветной, может высоко подпрыгивать, лететь вперед, вверх, далеко катиться и т.д.

Последовательно бросая или прокатывая мяч в разных направлениях, воспитатель называет малыша по имени и предлагает догнать и принести мяч. Игра проводится в быстром темпе, число мячей в корзине должно соответствовать количеству детей. Посылаются мячи веером. Вместо мяча можно использовать пластмассовые шары, небольшие обручи с плоским ободом и другие катающиеся предметы.

«Бросай и догоняй»

Каждому ребенку дается мяч и предлагается бросать его вперед (можно указать направление: ориентир на противоположной стороне площадки) и догонять.

Аналогичное задание предлагается с прокатыванием шаров, обручей, полых цилиндров и др.

Задачи: упражнять детей в ходьбе с заданными (поиск и сбор мелких предметов) и беге в определенном направлении. Совершенствовать мелкую моторику. Развивать ловкость, глазомер, внимание.

«Найди и принеси»

Воспитатель вносит игрушку «Курочка - наседка», образно обыгрывает ее, вызывая у детей интерес к ней. Побуждает малышей отправиться на помощь маленьким желтым цыплятам, которые разбежались по площадке и потерялись (цыплята – это желтые ватные комочки, с глазками и клювиком из бумаги, или просто желтые маленькие кубики). Дети ходят или бегают по группе или участку, внимательно осматривают место, где могли бы находиться маленькие непоседы, увидев цыпленка, ребенок осторожно берет его, гладит, а затем бежит с ним к курочки и помещает в лукошко. Курочка радуется и благодарит малыша. А тот направляется за следующим цыпленком.

«По ягоды, по грибы»

Воспитатель достает корзинку или березовый туесок, рассматривает его вместе с детьми, объясняет, для чего он нужен, предлагает пойти «в лес за ягодами, грибами, орехами». (в игре используются мелкие деревянные грибки, пластмассовые орехи и ягоды, поролоновые шарики, кубики, камешки и др.). Предметов должно быть много, что позволяет детям многократно выполнять упражнение в игре. Увидев один из «грибков», разбросанных на всей площадке, малыш приседает, «срывает» его и несет воспитателю в корзинку.

«Вот какой гриб нашел Сашенька! Молодец!» одобряет его действия воспитатель. Для белки и бельчат дети собирают шишки.

«Медведица и медвежата»

Играющие выполняют действия согласно принятой роли. Медвежата вылезают из берлоги, радуются солнышку, бегают. Один влез на пенек, ягоды рвет, другой на травке переваливается с боку на бок, на спину, третий прыгает по медвежьи на четвереньках.

Пошел дождик. Зовет их мама – медведица домой. Приласкала, погладила, а непослушных побранила. Для подлезания («Медвежата» выбираются из «берлоги») в игре используются дуги, гимнастические скамейки, натянутый шнур, детские столы, стульчики. Подлезание выполняются детьми разными способами в зависимости от высоты препятствия. Способ действия малыши находят сами, а при затруднении воспитатель подсказывает необходимые действия.

Задачи: побуждать детей к прыжкам, упражнять их в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением, совершенствовать естественную координацию движений, развивать согласованность движений, скоростно – силовые качества, ловкость, выносливость.

«На кольцах»

Кольца подвешивают на широкой резине. Ребенок, взявшись за кольцо двумя руками хватом снизу, пружинисто приседает, или подпрыгивает на двух ногах на месте, или поочередно на правой и левой ноге.

«Прыгни и достань»

Воздушные шары, колокольчики, погремушки располагаются на такой высоте, что бы у детей возникла потребность подпрыгнуть и дотронуться до них.

«Кто это?»

Воспитатель показывает детям картинки. «Кто это?» - спрашивает он. «Это зайчик», - узнают дети. «Что любит делать зайчик? Как он прыгает?» - просит показать воспитатель. Прыжки выполняются всеми детьми одновременно, но каждый прыгает в своем темпе и ритме. Словами «прыг – прыг» воспитатель может задать темп и ритм прыжков. Для этого так же используется жест и собственное движение. «Зайка, за мной, - зовет воспитатель и начинает прыгать на двух ногах с продвижением с одной стороны площадки к другой – зайки ко мне!». Воспитатель подзывает детей, переходит на другую сторону площадки, побуждая их к прыжкам. Дети в роли зайчат прыгают к маме – зайчихе, та ласково встречает их, хвалит каждого. Папа – заяц строит дом, «зайчики» прыгая носят кубики и кирпичики со склада, расположенного на другой стороне площадки. В играх можно использовать тексты потешек «Зайка, походи…», «Заинька, по сеничкам» и др. Прыжки дети чередуют с выполнением других движений. Из своего домика на полянку «зайчики» выпрыгивают, преодолев препятствие (линия, шнур). «Зайчики» прыгают через «ручеек», «лужу» (широкая лента, полоски ткани), приземляясь на пятки с перекатом на носки.

«Веселые мячи»

Большой яркий мяч в руках воспитателя привлекает внимание детей. Педагог ритмично отбивает его об пол на высоту 50-60см. Малыши начинают подпрыгивать на месте, как «мячики», стараясь уловить тот же темп и ритм. Когда воспитатель ударяет сильнее, мяч подпрыгивает выше, а когда слабее и чаше – совсем низко.

«Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?» - читает воспитатель стихи и делает вид, дотрагиваясь до головок детей, что отбивает мяч то одной, то другой рукой. Дети прыгают на двух ногах на месте, как мячики, а затем продвигаются вперед и укатываются далеко (бег врассыпную).

Задачи: упражнять детей в лазанье, ползании, подлезании, перелезании, пролезании разными способами, обусловленными игровой задачей и особенностями инвентаря. Развивать ловкость, силу, умение ориентироваться в пространстве.

«Через препятствие»

Дети стоят (около кубика или в обруче) на одной линии по краю площадки. Воспитатель переходит на другую сторону площадки и завет их:

«Идите ко мне»

По ходу движения малыши преодолевают препятствие: перешагивают через кубики (20х20х20см) подлезают под натянутые шнуры, перелезают через бревно (с меткой для каждого), идут по доске и др. Движение выполняется одновременно всей группой или подгруппой детей. Когда препятствие преодолены, воспитатель переходит на другую сторону площадки и опять зовет детей к себе. Малыши вновь преодолевают препятствие.

«Жуки»

С двух противоположных сторон площадки устраиваются дорожки из шнуров (длинной по 5 метров) для ползания. Дети, как жуки, ползут друг за другом между шнурами. Когда дорожка кончается «жуки» летят, взмахивая крылышками, к другой дорожке, а затем ползут по следующей дорожке и опять летят. Заметив утомление детей, воспитатель предлагает им выйти на «середину площадки», лечь на спину и, как «жуки» побарахтаться, а потом полежать, отдохнуть.

«Буду осторожен»

Проводиться ползание по дорожке (между двумя линиями, шнурами, по ковровой дорожке), гимнастической доске, скамейки, наклонными досками вверх, вниз в чередовании с бегом. Пособие устанавливается по периметру площадки по два параллельно и на расстоянии, достаточным для пробежки. Воспитатель подстраховывает детей на месте выполнения достаточно сложных для них упражнений.

«Дверь в сказку»

Дуги и воротца украшаются фольгой, лентами, позванивающими колокольчиками. Размер их постепенно уменьшается (от 70 до 30см). Ребенок сам находит способ подлезания в них во время действия с пособиями разного размера.

Задачи: упражнять детей в разных способах бросания и катания мяча. Совершенствовать мелкую моторику. Развивать ловкость, глазомер, умение ориентироваться в пространстве.

«Бросай мяч вперед»

Каждый ребенок получает мяч. Воспитатель предлагает детям поиграть своими мячами. Определяется длинная дистанция от одного края площадки к другому (по ориентиру). Надо бросать мяч вперед и бежать за ним. Догнав, бросать дальше. Подражая воспитателю, дети преодолевают дистанцию, по разному бросая мяч: сначала сверху, на следующем этапе от груди, затем снизу. Все участники игры действуют одновременно, но каждый в своем темпе. Воспитатель находится в центре группы бегущих, подбадривая отстающих игроков.

«Прокатывай и догоняй»

Ребенку предлагается прокатывать мяч вперед в направлении какого – либо ориентира и бежать за ним, догонять и прокатывать мяч дальше. То же движение можно выполнить с небольшим обручем с плоским ободом.

«Мяч в воротца»

Ребенок прокатывает мяч и попадает в воротца (открылись дверцы воротцев, зазвенел колокольчик, перевернулся круг и поменялся цвет).

«Футбол»

Ударяя по мячу, ребенок бежит по дистанции к ориентиру, выполняет броски на дальность и точность (в ворота большого размера). Воспитатель играет вместе с детьми.

«Катаем мяч вдвоем»

Играя с ребенком, воспитатель учит малыша принимать катящийся мяч. Расстояние между играющими постепенно увеличивается. Катают мяч по дорожке из исходного положения стоя, сидя, лежа на животе. Дорожкой могут быть две линии, два параллельных шнура, два ряда кирпичиков или желоб.

Можно провести игру «Мяч по кругу»: воспитатель прокатывает мяч поочередно детям, сидящим по кругу.

«Кто выше бросит»

Берутся мячи небольшого размера(2,5 – 18 см). Воспитатель предлагает детям бросать мячи как можно сильнее и наблюдать, чей мячик полетит выше, Поясняет и показывает, как взять и бросать мяч.

Мячи могут быть разного цвета, и размера, тогда можно сразу подбрасывать сразу несколько мячей.

Задачи: упражнять детям в метании мелких предметов на дальность и в горизонтальную цель. Разнообразить игры с мячом. Совершенствовать мелкую моторику. Развивать ловкость, глазомер, скоростно – силовые качества.

«Голуби»

Воспитатель сворачивает из бумаги голубя и показывает, как его запускать. Игру начинают самые активные мальчики.

«Сделаю я голубя для Вани, - говорит воспитатель.

- Попробуй бросить его так, что бы он далеко полетел».

«Играем в снежки»

Вместе с детьми воспитатель лепит снежки из рыхлого снега и складывает их на санки. Затем предлагает детям бросать снежки в снежную крепость, попадая в ее отверстия с расстояния 1 – 2 м., перебрасывать через горку, бросать в цветные круги разного размера(1м, 80см, 60см), расположенные на одной линии и на разном расстоянии. Играют дети небольшими подгруппами, выполняют упражнение с воспитателем, подражая ему, или поочередно с ним.

«Самолеты на посадку»

Для игры надо взять несколько больших обручей («аэродромы») и набивных мешочков («самолеты») с расстояния 1м. и более дети стараются бросать мешочек («самолет») так, что бы послать его в нужное место (метание в горизонтальную цель: обруч).

«Кольцеброс»

Играют дети и воспитатель. Штырьки и кольца – крупного размера, ярко оформленные, могут быть и сюжетными.

«Поймай рыбку»

Набивной мешочек в виде рыбки прикрепляется к шнуру, конец которого ребенок держит в руке или закрепляет на поясе с помощью воспитателя. Другой рукой малыш бросает мешочек как можно дальше или как можно точнее в горизонтальную цель. Затем подтягивает за шнур к себе: «рыбка поймана».

«Кегли»

Нужны крупные деревянные или пластмассовые кегли и пластмассовые шары или резиновые мячи для прокатывания двумя и одной (то правой, то левой) рукой с попаданием в цель. Играют дети самостоятельно или вместе с воспитателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: