Глава 4. Основные положения по организации и проведению технического обслуживания бронетанковой техники в составе подразделений

Основополагающими принципами при организации об­служивания бронетанковой техники в составе подразделе­ний в настоящее время являются:[10]

v планово-предупредительное проведение работ в со­ответствии с действующей системой технического обслужи­вания;

v выполнение полного объема работ любого вида об­служивания;

v независимое (автономное) обслуживание машин си­лами и средствами экипажей;

v первоочередное выполнение на всех машинах (при всех видах обслуживания) работ, обеспечивающих возмож­ность их движения и ведения огня; проведение ежедневного технического обслуживания, как правило, одновременно на всей бронетанковой технике подразделения; выполнение работ номерных видов обслуживании, кроме работ по дозаправке топлива и пополнению бое­комплекта, поочередно в подразделениях части с таким расчетом, чтобы не менее 2/3 машин части постоянно находилось в состоянии готовности выполнять бое­вую задачу в пределах неснижаемого запаса топлива в баках (соблюдение принципа побатальонного использования полковых подвижных средств); [Примером таких работ являются: промывка фильтров, замена масел; траков и опорных катков, текущий ремонт системы охлаждения, связанной со сливом охлаждающей жидкости и других работ, исключающих подготовку объекта к движению в пределах времени, отводимого на контрольный осмотр.

v Выбор конкретного варианта заправки военизированной техники топливом и маслом определяется условиями местности, обстановки, количеством заправляемых машин и потребностью их в топливе и масле.

v Максимальное использование для обслуживания подвижних средств и привлечение к выполнению работ спе­циалистов отделений технического обслуживания и ремонтных мастерских;

Проведение технического обслуживания при подго­товке к бою или маршу, по выполнении боевых задач, по­ставленных на день боя или марша, при выводе подраз­делений во второй эшелон или резерв, а также при ремон­те поврежденных машин.

Техническое обслуживание в ходе боевых действий ве­дется по принципу «средства обслуживания — к обслужи­ваемым машинам».

Решающее влияние на формирование сил и средств, при­влекаемых к обслуживанию машин, оказывают:

v время, выделяемое для проведения технического об­служивания;

v требования высокой боеготовности и боеспособности;

периодичность и объемы технических обслуживаний современной бронетанковой техники.

К организационным мероприятиям при подготовке к проведению технического обслуживания машин в составе подразделения относятся:

v распределение обязанностей между членами экипа­жа и специалистами отделений технического обслужива­ния и ремонтных мастерских при обслуживании;

v установление определенной цикличности и техноло­гии (последовательности) выполнения работ при обслужи­вании группы БТТ;

v составление временного графика использования средств обслуживания и привлекаемых специалистов.

При организации обслуживания машин важно правиль­но определить объем необходимых работ, учитывая пред­полагаемый характер боевых действий (глубину задачи и темпы продвижения). Вид обслуживания и объем необхо­димых дополнительных работ должны обеспечить надеж­ную работу машин на всю глубину поставленной задачи и максимально сократить потребность в проведении пла­новых работ непосредственно в ходе боевых действий.

На всех ВВТ при подготовке к ведению боевых дей­ствий проводится такое номерное техническое обслужива­ние, периодичность которого перекрывала бы вероятный пробег машин. Кроме того, проводятся дополнительные ра­боты, связанные, с особенностями эксплуатации в данной местности и времени года. Отдельные машины, минималь­ный межремонтный срок работы которых истекает в ходе боевых действий, должны быть подвергнуты углубленной проверке технического состояния на предмет возможного продления межремонтного срока работы без ремонта или после замены отдельных узлов (агрегатов).

Для определения потребности в техническом обслуживании машин необходимо знать, когда в последний раз проводилось очередное техническое обслуживание № 1 или 2, сколько километров пройдено после этого, и рассчитать возможный расход моторесурсов при выполнении постав­ленной боевой задачи. Расчет предлагаемого расхода мото­ресурсов производится заместителем командира по техни­ческой части на основании полученной задачи. Если под­разделению предстоит совершить марш, то измеряется протяженность маршрута по карте.

Полученная величина не всегда будет равна действи­тельному пробегу машин. Разница между действитель­ным пробегом машин и длиной маршрута, измеренной по карте, учитывается с помощью коэффициента уве­личения длины маршрута (топографического коэффици­ента). Величина этого коэффициента зависит от характера местности и масштаба карты, по которой измеряется маршрут

При ведении боевых действий расход моторесурсов тан­ками и другими машинами, непосредственно участвующи­ми в бою, зависит от глубины задачи, которую можно из­мерить по карте. Однако эта величина также не равна действительному пробегу БТТ так как на поле боя БТТ двигаются не прямолинейно, а маневрируют. При этом интенсивность маневра машин зависит от характера бое­вых действий, степени подготовленности обороны против­ника, наличия различных инженерных сооружений и огневых средств, применения ядерного оружия и других фак­торов.

Коэффициент, учитывающий все факторы, принято на­зывать коэффициентом маневра.

Величины коэффициента маневра для некоторых видов боевых действий, определенные по опыту Великой Отече­ственной войны, боевых действий в Республике Афганистан, других локальных конфликтах, учений и ряда научных ис­следований.

4.1 Основные принципы использования подвижных средств технического обслуживания и ремонта при обслуживании объектов бронетанковой техники

Для повышения качества обслуживания техники, облег­чения труда экипажей и сокращения сроков проведения ра­бот при техническом обслуживании в войсках применяются средства технического обслуживания, которые подразделяются на групповые и индивидуальные.[14 - 16]

Индивидуальные средства — средства техниче­ского обслуживания, находящиеся в составе индивидуаль­ного комплекта ЗИП каждой машины (комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей).

Групповые средства — средства технического об­служивания, предназначенные для использования на груп­пе машин. К групповым средствам относятся машины тех­нического обслуживания (МТО), топливо-, масло- и водозаправщики, подвижная ремонтно-зарядная станция и др. Все эти средства предна­значены для выполнения наиболее трудоемких работ по техническому обслуживанию и для устранения мелких не­исправностей в полевых условиях. Такими работами явля­ются: дозаправка машин топливом; заправка узлов и агре­гатов маслами, специальными жидкостями и их смесями, смазками; обслуживание топливных, масляных и воздуш­ных фильтров; проверка состояния и регулировка агрега­тов, узлов и механизмов машин, а также их приводов уп­равления, специального и общего оборудования; проверка, регулировка и обслуживание вооружения; устранение мел­ких неисправностей в системах силовой передачи, силовой установки, ходовой части, электрооборудования, специаль­ного оборудования (ПАЗ, ППО) и вооружения.

Техническое обслуживание машин обычно ведется в конце каждого дня боя после выполнения поставленных подразделению боевых задач. В это же время личному составу подразделений, которые готовятся к выполнению задач следующего дня, представляется время для приня­тия пищи и отдыха.

Время и порядок проведения технического обслужива­ния машин устанавливает командир части (подразделе­ния). Заместитель командира по технической части опре­деляет вид и объем обслуживания, планирует использова­ние групповых средств, представляет заявки на необходи­мые эксплуатационные материалы, запасные части и дает соответствующие указания подчиненным офицерам и экипажам по организации и порядку выполнения работ.

Более сложной задачей является использование мастерских технического обслуживания (МТО). Как известно МТО являются многофункциональными подвижными средствами подразделений, предназначенными, главным образом, для выполнения трудоемких и сложных работ ТО-1 и ТО-2, которые не могут быть выполнены членами экипажей, а также для устранения неисправностей на образцах ВВТ различных видов техники. В современных МТО имеется не только высокопроизводительное смазочное и промывочное оборудование, комплекты инструментов для демонтажа – монтажа и ремонта, но и комплекты приборов для проверки состояния СУ, трансмиссии, вооружения и электрооборудования. [14 - 16]

Необходимо установить твердый порядок использования батальонных и части полковых сил и средств технического обслуживания и ремонта (особенно специалистов по обслуживанию и Ремонту ЭСО и вооружения).[16]

В состав экипажей МТО кроме личного состава, выполняющего демонтажно-монтажные работы входят также и специалисты по вооружению и спецоборудованию. Многофункциональность, наличие высокопроизводительного оборудования, разных специалистов обуславливают необходимость четкой организации использования МТО для достижения максимального эффекта. Правильное использование оборудования и личного состава МТО при проведении ТО-1 и ТО-2, позволяют сократить продолжительность обслуживания машин примерно на 25% по сравнению к обслуживающим этих же машин только с помощью ЗИП. Кроме того, МТО обеспечивает более высокое качество работ. [14 - 16]

Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Республике Афганистан, локальных конфликтов и многих послевоенных учений показывает, что обычно для проведения технического обслуживания может быть выделено не более 3— 4 ч в сутки. Этого времени достаточно для проведения ежедневного технического обслуживания и приведения ма­шин в состояние готовности к последующему дню боевых действий. Провести же такие виды обслуживания БТТ как техническое обслуживание № 1 или 2, в полном объеме в один прием (после дня боевых действий) не представ­ляется возможным. Поэтому работы по техническому об­служиванию № 1 или 2 для БТТ делятся на две группы и проводятся по частям вместе с ежедневным техническим обслуживанием в течение двух-трех суток. В этом случае на каждой машине в первую очередь проводятся те опе­рации, которые наиболее необходимы для поддержания ее боеготовности. Очередность работ, исходя из технического состояния машин, определяют техники рот и командиры взводов. Такой метод обслуживания принято называть рас­члененным.

При подготовке ВВТ подразделений к б/д наиболее рационально батальонные и полковую МТО-80 использовать в ротах поочередно или централизовано, с развертыванием специализированных постов. Одна часть постов развертывается в выносных палатках, а другая непосредственно на местности у обслуживаемых машин. На первом этапе МТО располагается на месте, в центре обслуживаемой роты. Например, два члена экипажа (электрик и мастер по вооружению) работают на БМП проверяя и обслуживая электрооборудование и вооружение. После окончания промывки фильтров начинается, если необходимо, 2-ой этап – поочередная смазка узлов Х4 с помощью агрегата АЗ-1Э или АЗ-1.

С использованием МТО-БТР-80, в зависимости от конкретных задач, развертывается частично или полностью. В том случае, если мастерская вынуждена частично перемещаться от одной обслуживаемой машине к другой (или от одной групп машин к другой), она развертывается частично. При длительном размещении мастерской на одном месте она развертывается полностью. Батальонная МТО завершив все работы в одной роте переезжает во вторую, а затем в третью роту. Полковую МТО в этих случаях целесообразно использовать для усиления батальонных средств.

Напряженность ведения боевых действий в современной войне может быть настолько высокой, что в отдельные пе­риоды наступательной операции окажется невозможным специальное выделение необходимого времени на прове­дение полного объема технического обслуживания после выполнения боевой задачи. В таких случаях основными работами по обслуживанию машин должны быть дозаправ­ка топливом и пополнение боеприпасами. Остальные ра­боты технического обслуживания необходимо проводить при любой возможности, представляемой боевой обстановкой в период тактических пауз и затишья между боями, выводе во второй эшелон и т. д. Кроме того, обязательным должно быть проведение очередного технического обслужи­вания на всех поврежденных машинах, ремонтируемых как средствами частей, так и соединения.

Следует считать, что единовременное (непрерывное) предоставление практически необходимого времени (даже в течение нескольких суток) для проведения в полном объ­еме любого объема (вида) технического обслуживания. Нужно помнить о том, что подготовка основной массы военизированной техники к выполнению последующей боевой задачи значительно важнее текущий ремонт несколько их образцов военизированной техники. Однако, это не значит, что ремонтные средства не должны заниматься выполнением непосредственных задач. Данные вопросы решаются в зависимости от складывающейся обстановки по техническому обеспечению.

Иногда в ходе боевых действий, как показывает опыт ВОВ, члены экипажей прибегали и к такому приему – выполняли контрольно-проверочные и регулировочные работы ЕТО не дожидаясь выполнения задачи дня, используя для этой цели любые короткие паузы, передышки, остановки. По-видимому, и сейчас данный прием может оказаться эффективным, позволяющим обеспечить надежность машин на соответствующем уровне.

В ходе боевых действий других видов технического обслуживания, кроме КО и ЕТО, на основных образцах современных ВВТ выполнять не придётся. Периодичность проведения их плановых и номерных видов ТО достаточно велика и эти виды обслуживания будут проводиться в начале операции, и после ее завершения.

4.2 Распределение работ технического обслуживания между

экипажами и специалистами.

Решающее влияние на формирование сил и средств, привлекаемых к обслуживанию машин, оказывают:

v требования по обеспечению высокой боеготовности;

v установленные периодичность и объемы номерных технических обслуживании конкретных образцов бронетанковой техники.

Стремление сократить время простоя машин при обслуживании заставляет искать и применять различные орга­низационные формы, в частности по использованию личного состава и средств технического обслуживания.

К числу организационных мероприятий, проводимых для сокращения продолжительности и повышения качества обслуживания, относятся:

v распределение обязанностей между членами экипажа и специалистами отделений технического обслуживания и ремонтных мастерских при обслуживании;

v соблюдение определенной технологии (последова­тельности) выполнения работ при обслуживании группы машин;

v составление расчета времени использования подвиж­ных средств обслуживания и их оборудования.

Подвижные средства в первую очередь должны исполь­зоваться для выполнения таких работ технического обслу­живания, которые не могут быть выполнены средствами во­зимых комплектов ЗИП машины и тех работ, для которых применение оборудования подвижных средств дает сокра­щение времени по сравнению с выполнением их средствами возимых комплектов ЗИП на одиночной машине. При этом время выполнения работ подвижными средствами технического обслуживания и ремонта (ПСТО и Р) или их комплексом не должно превышать среднее время работы эки­пажа.

Распределение работ технического обслуживания между экипажами и специалистами отделений технического обслуживания батальона и ремонтных мастерских полка, укомплектованных, а также используемое ими для выполнения операций обслуживания оборудование, инструмент и принадлежности/приведены в приложении.

Специалисты отделений технического обслуживания батальона и ремонтных мастерских полка должны привлекаться, как правило, только при проведении номерных ви­дов технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2).

4.2.1 Расчет сил и средств, привлекаемых к техническому
обслуживанию.

В основу расчета использования подвижных средств технического обслуживания и ремонта (ПСТО и Р), а так­же привлечения специалистов при обслуживании танкового батальона должно быть положено условие, что время вы­полнения работ подвижными средствами технического об­служивания и ремонта или их комплексом не должно пре­вышать среднее время работы экипажей (Тэ).[14 - 16]

Рассмотрим пример расчета для случая использования ПСТО и Р при техническом обслуживании укомплектованной БМП-2.

Устанавливаем объем работ технического обслужива­ния, который должен выполняться подвижным средством технического обслуживания и Ремонтном; время вы­полнения каждой, операции; количество специалистов, за­нятых в выполнении этих операций, и количество обору­дования, потребного для выполнения этих операций на одной машине. [14 - 16]

Определяем среднее время работы экипажа (Тэ). Сред­нее время (ч) работы экипажа допускается определять как разность трудоемкостей полного объема обслуживания и операций или их отдельных переходов, выполняемых подвижным средством технического обслуживания и Ремонтом, отнесенная к числу экипажа:

, где

Wто – трудоемкость работ вида обслуживания;

Wср – трудоемкость операций (переходов), выполняемых ПСТО и Р;

n – число членов экипажа.

Значение трудоемкости подсчитывается по данным эксплуатационной или нормативно-технической документации (Руководства по техническому обслуживанию, Инструкции по эксплуатации и т.д.) с учетом времени обслуживания вооружения, в том числе снаряжения пулеметных лент, загрузка боекомплекта, чистка вооружения, проверка противотанковых устройств и т.д.

В настоящем примере среднее время работы экипажа определенно экспериментальным путем и составляет: при ЕТО – 1,7ч, при ТО № 1 – 3,3ч и при ТО №2 – 5,0ч.

Определяем требуемое количество основного оборудования для выполнения каждой операции на расчетном количестве машин. Расчет ведем по формуле:

где, Zi - количество основного оборудования для выполнения

каждой операции;

ti - время выполнения операции на одной машине;

N - количество машин для которых ведется расчет;

Тэ – среднее время работы экипажа при данном виде обслуживания.

Для расчета количества заправочных средств (операции К2) используется формула:

где, Z – количество заправочных средств;

Р – количество израсходованного топлива в заправках (0,8; 0,5 и т.д.);

Vм – заправочная емкость основных и дополнительных баков машины;

Vз – количество топлива, транспортируемого заправочным средством.

Расчет потребного оборудования для случая проведения номерных технических обслуживаний машинам мотострелковой роты.

Таким образом, для того чтобы подвижное средство технического обслуживания и Ремонта и специалисты могли выполнить все работы технического обслуживания батальона за среднее время экипажей на всех машинах батальона, они должны быть укомплектованы оборудованием.

Зная количество потребного оборудования и количество специалистов для обеспечения работы каждого из него, подсчитывается потребное количество специалистов для выполнения работ технического обслуживания на машинах батальона по формуле:

∑nб = n1Z2 + n2Z2 +... + nizi, где,

nб – общее количество специалистов для обеспечения работ технического обслуживания в подразделении;

n1, n2,..., ni – количество специалистов, потребное для обеспечения работы единицы оборудования каждого вида;

Z1, Z2,..., ZI – количество оборудования каждого вида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: