К средствам транспортирования и раздачи ГСМ относятся автотопливомаслозаправщики (АТМЗ), автотопливозаправщики (АТЗ, ТЗ), автомобильные цистерны (АЦ, АЦЗ) и полевые заправочные пункты (ПЗП). Эти средства предназначены для заправки гусеничных и колесных машин горючим и маслом в полевых условиях.
Эти средства монтируются на шасси современных армейских автомобилей повышенной проходимости: ЗИЛ-131, Урал-375, Урал-4320, КрАЗ-255Б, МАЗ-500, КамАЗ-4310. На них смонтировано специальное оборудование:
- цистерна с заливной горловиной, дыхательным клапаном, воздушным фильтром, отстойником и уровнемером;
- насос с приводом от базового двигателя;
- топливные фильтры;
- трубопроводы с запорно-регулирующей аппаратурой;
- контрольно-измерительные приборы;
- комплекты напорно-всасывающих и раздаточных рукавов.
На всех средствах устанавливаются так же противопожарное оборудование, устройство для отвода статического электричества и радиостанции.
Специальное оборудование позволяет выполнять следующие операции при заправке техники:
|
|
- заправлять отфильтрованным горючим из своей цистерны баки машин открытым (через раздаточные краны) и закрытым (под давлением через наконечники) способами;
- перемешивать горючее в цистерне;
- перекачивать горючее из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну;
- отсасывать горючее из раздаточных рукавов после окончания заправки.
Средства заправки и транспортировки ГСМ (таблица 18) используются во всех звеньях структуры войск. В высших звеньях структуры войск они служат преимущественно средством подвоза ГСМ до дивизионных и армейских складов, но при необходимости эти средства, не говоря уже о дивизионных, могут быть использованы для дозаправки объектов БТВТ, РАВ и АТ, особенно при выдвижении войск на большие расстояния (на марше, при перегруппировке).
Однако при самых благоприятных условиях (отсутствие непосредственного воздействия противника, равнинный рельеф, время суток и так далее) из одного топливозаправщика можно заправлять максимум четыре объекта, но как правило не более двух. Поэтому для групповой заправки машин горючим на маршрутах движения подразделений и частей используют полевые заправочные пункты (ПЗП).
В настоящее время на снабжении войск находятся полевые заправочные пункты ПЗП-10, ПЗП-10А и ПЗП-20 (таблица 19).
В комплекты оборудования ПЗП-10 и ПЗП-20 входят резервуары, средства перекачки, напорные и раздаточные рукава с кранами, а так же вспомогательное оборудование.
Комплект ПЗП-10А является самоходным. Он смонтирован на автоцистерне АЦ-85-255Б с прицепом 1-П-1,5. С учетом опрессовки и промывки напорных магистралей общее время на подготовку пункта ПЗП-10А к работе составляет 7 - 10 минут.
|
|
Принцип действия ПЗП заключается в подаче горючего с помощью средств перекачки из резервуара (МР, АЦ) в напорный коллектор и в последующем, через отводы в гребенках к раздаточным рукавам и кранам. По пути к раздаточным кранам горючее фильтруется. Требуемое давление в напорном коллекторе поддерживается изменением количества оборотов вала насоса средства перекачки.
Таблица 18.
Тактико-техническая характеристика средств транспортировки и заправки ГСМ.
Шасси | Урал-375Д | Урал-4320 | КамАЗ-4310 | Зил-131 | Краз-255Б | Урал-375Н |
Емкость, л - топливо - масло | - | - | - | |||
Рукава раздаточные: - диаметр мм; - длина м; количество шт. | ||||||
Производит, л\мин, через: 1 рукав 2 рукава 3 рукава 4 рукава | - | - | - | - | - - | - - - |
Время заполнения цистерны, мин. | ||||||
Время развертывания, мин. | ||||||
Время свертывания, мин. | ||||||
Масса, кг |
Таблица 19.
Тактико-техническая характеристика полевых заправочных пунктов.
Показатели | ПЗП-20 | ПЗП-10А | ПЗП-10 |
Количество постов заправки, шт. | |||
Количество раздаточных шлангов на 1 пост, шт. | |||
Расстояние между постами заправки, м. | |||
Фронт заправки, м. | |||
Средства прокачки горючего, марка. | ПГС-160 | МПГ-60 | АЦ-8.5-255Б |
Производительность, л\мин. - общая - на одну точку | |||
Резинотканевый резервуар, марка. | МР-25 | МР-4 | - |
Емкость резервуара, м3. | 8.1 | ||
Количество резервуаров, шт. | |||
Тонкость фильтрации горючего, мкм. | 15 - 20 | 15 - 20 | 15 - 20 |
Масса комплекта, кг. | |||
Время развертывания, мин. | 7 - 10 | ||
Количество обслуживающего персонала, чел. |
3.6 Вспомогательные средства для проведения технического
обслуживания.
Вспомогательные средства применяются для проведения работ технического обслуживания, которые непосредственно не связаны с конкретным объектом.
Как правило, необходимость в этих средствах возникает при необходимости заправки некоторых систем специальными газами или воздухом при обнаружении в ходе технического обслуживания разреженности этих систем (их баллонов).
Основными представителями этих средств, применяемых при обслуживании БТВТ являются:
- передвижная компрессорная установка ПКУ-150П;
- передвижная зарядно-углекислотная станция ПЗУС-П.
Эти средства штатно располагаются, как правило, в ремонтно-восстановительном батальоне дивизии.
Обе станции смонтированы на одноосном прицепе.