Чур на дереве

Участвующие в этой игре выбирают такое место, где есть несколько деревьев (Рис.1). Один встаёт на середину между деревьев, а другие становятся возле деревьев и начинают перебегать от дерева к дереву. Стоящий посредине должен ловить их в то время, когда бегущий ещё не подбежал к дереву и не сказал: «Чур на дереве!» Пойманный становится водящим, а водящий занимает место у дерева.

Стоячие столбики.

Играющие становятся в круг попарно, на расстоянии 1-1,5 аршина одна пара от другой и притом так, что в каждой паре один становится впереди, смотря в круг, изображая собою столб неподвижный, а другой, стоя позади его, изображает собою хозяина или сторожа этого столбика. К одной из пар, и именно к одному из сторожей, встаёт ещё один игрок, так что здесь вместо пары образуется тройка. Позади круга, а иногда и в центре его, становится ещё один игрок, водящий. Когда игроки встали таким образом, третий, приставший к тройке, отделяется от последней и бежит к соседней паре, где таким образом становятся трое. Сторож или хозяин этой пары отделяется и бежит к следующей паре и т. д. Цель водящего - словить бегущего и таким образом получить право на его место, а ему передать своё. Поэтому он зорко следит за малейшими поползновениями третьего лица, намеревающегося бежать, а при беге старается поймать его или просто задеть его рукой, чего совершенно достаточно для успеха дела. На каждом из сторожей, наоборот, лежит обязанность всячески содействовать побегу и успешной роли третьего лица, для чего он немедленно уступает ему своё место при приближении, а сам бежит к следующей паре.

Ловишки.

Один из играющих с помощью прибауток выбирается ловить. Остальные разбегаются в разные стороны. Кого ловильщик изловил, тот присоединяется к нему и ловит вместе с ним остальных. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т. д., пока не переловят всех. После этого игра начинается снова.

Лепки, ляпки.

Один из играющих, получая название, по жребию, «ляпка», водит, а другие бегают. Вожак старается поймать кого-либо или, по крайней мере, дотронуться до него ладонью, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай её другому!». Получивший «ляпку», бегая за товарищами, старается в свою очередь передать её кому-нибудь с тем же приговором. Остальные игроки, наоборот, стараются убегать от водящих, поддразнивая их таким образом: «Не дашь лепок, не вырастешь с вершок!».

Бары.

Это коренная французская игра, требующая, с одной стороны, много проворства, ловкости и внимательности, с другой - так много распространяющая между людьми веселья и удовольствия, что, благодаря этому, она в настоящее время встречается почти всюду в Европе. Она ведётся таким образом: на большой площади, или на сухом лугу, при многочисленном обществе, человек в 20-30, играющие разделяются на два лагеря, как бы на войне, имея каждый во главе матку, которую все беспрекословно слушаются. Затем каждый лагерь на известном расстоянии друг от друга, например, шагов в 50, проводят черту (barres) по земле, вдоль которой становятся принадлежащие к данному лагерю (Рис. 2). По правую сторону каждой линии чертится четырёхугольник для обозначения дома или места, куда будут отводить пленных. Затем из какой-либо партии, которой, по жребию, следует начинать, выходит один и вызывает себе противника с другой стороны. Оба вышедшие становятся друг перед другом в такой позе, в какой в известный момент легче перейти в бег. При этом вызывающий ударяет по руке своего противника до трёх раз и затем стремглав бежит от него к своим, а этот догоняет его. На выручку последнему является защитник с его стороны и т. д. Вообще пятнать в этой игре может только тот, кто позже вышел из своего лагеря. Тот, кто запятнал, кричит: «Взят в плен!». Тогда все играющие немедленно идут по своим местам, а пойманный отводится в плен. Таким же порядком игра опять возобновляется, но усложняется желанием выручить своего товарища из плена, для чего нужно подбежать так близко к пленному, чтобы можно было ударить его по руке. Однако сделать это небезопасно, потому что при пленном обыкновенно ставят часового, который внимательно следит за приближающимися и пятнает их самих. Для того, чтобы иметь право пятнать, необходимо побывать в своём доме. Если кого запятнали или освободили пленных, то нельзя начать игры, пока все не вошли в дома. Если матка попала в плен, то вместо себя она имеет право, если пожелает, послать в плен двух игроков из своей партии, или выпустить на волю двух пленных чужой партии, если таковые есть у той партии. Обыкновенно ещё до начала игры определяется то число пленных, которыми решается победа, чаще всего игра считается оконченной тогда, когда все одной партии попались в плен.

Сало.

Игроки разделяются на две равные партии, и одна партия становится против другой на расстоянии 10-20 саженей. Посредине между партиями ставится столик, который называется салом. Затем одна партия вызывает кого-нибудь из другой. Вызванный бежит и старается забежать за сало, а его ловит вся враждебная партия. Если он успевает забежать за сало, то остаётся в своей партии; если нет - то переходит в противную. Так делается до тех пор, пока не поймают из противной партии всех, исключая одного. Этому последнему завязывают глаза и он идёт с распростёртыми руками в противную партию, причём сколько людей он захватит руками, столько захваченных идёт на его сторону. Теперь все захваченные идут в противную сторону и ловят всех по одному, пока переловят всех. Тем игра и кончается.

Терем.

Один из играющих, по жребию или уговору, становится посреди улицы и ловит при этом остальных игроков, перебегающих с одной стороны и даже с одного назначенного пункта на другой. Во время перебежки дети приговаривают: «Терем, терем, за всяким деревом! Дуб, калач, стань, не плачь!». Если водящему удастся кому-то поймать, тогда последний становится водящим, а прежний водящий присоединяется к играющим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: