Этот раздел написан по материалам книги «Практикум по когнитивной терапии» (МакМаллин, 2001).
Метод J. «Формула ABC»
ТЕХНИКА 1. «Обучение основной формуле abc»
Первый шаг в любой когнитивной терапии – доказать клиенту важность мышления. Чтобы прояснить ситуацию, начните с двух простых формул.
Старая формула:
Нарисуйте эту схему клиенту.
А обозначает активизирующее событие, ситуацию, в которой вы оказались, толчок из внешнего мира, стимул – все, что обусловливает процесс реагирования в целом.
С обозначает либо ваши эмоции, либо поведение. С – последствие А. Это могут быть чувства или действия.
Старая теория утверждает, что А вызывает С, что внешняя ситуация вызывает внутренние чувства и заставляет вас действовать определенным образом.
Правильная же формула следующая:
Нарисуйте эту схему клиенту.
В обозначает когниции, убеждения, установки. В обозначает наши представления о ситуации, мысли, образы, восприятие, воображение, интерпретации и выводы, которые мы делаем относительно А.
|
|
По окончании первого сеанса дайте клиенту следующие домашние задания.
Задание 1. В следующих примерах описаны ситуации ABC, но во всех отсутствует В. Вам нужно угадать, какие мысли (В) нужно вставить, чтобы связать ситуацию (А) и эмоции (С). Определите в каждом случае А и С и впишите В.
Начальник Анатолия отчитал его за опоздание. После этого Анатолий чувствовал себя подавленным.
Елена прошла два сеанса терапии и бросила ее, потому что посчитала, что терапия не действует.
У Катерины заболел живот. Ей стало страшно.
Олега оштрафовали за превышение скорости, и он сильно разозлился.
Ирина смутилась, когда ее друзья заметили, что она плачет на романтических сценах фильма.
Сергей был разъярен, когда служащий попросил его документы в то время, как он заполнял анкету.
Задание 2. Приведите пять примеров из своей жизни, в которых ваши мысли (В) вызывали болезненные эмоции (С). Опишите их в терминах ABC.
ТЕХНИКА 2. «Доказательства того, что мышление определяет эмоции»
Упражнение 1
«Лучшие примеры из собственного прошлого клиента»
Обычно клиент уж«имеет представление о силе В из своей собственной жизни. Полезно напомнить ему о том, что он уже знает. Попросите его подумать о тех моментах, когда он
был чем-то сильно обеспокоен, потрясен или расстроен тем, что сегодня уже не имеет над ним власти, – тем, что он смог преодолеть. Попросите его сосредоточиться на первоначальном событии и определить А и С. Пусть он обрисовывает ситуацию, пока она не прояснится в его сознании, а затем попросите его установить В. Что он говорил себе, когда был так расстроен? Наконец, дайте ему сконцентрироваться на том, в чем он убежден на сегодняшний день. Во что из того, что он говорит сам себе сейчас, он не верил прежде?
|
|
Упражнение 2
«Если изменится В, то изменится и С»
Приведите клиенту несколько примеров АВ. Возьмите в качестве константы ситуацию (А), а в качестве переменной – внутренний диалог. Попросите его определить эмоцию, которую будут вызывать различные мысли (В). Проанализируйте различные варианты реагирования (С) на одно и то же событие (А).
Лучшие примеры – те, которые создает сам клиент. Их преимущество в том, что они яатаются лично значимыми и поэтому обладают внутренне присущей им убеждающей силой. Терапевт должен побуждать клиента думать, как в его собственных примерах В вызывают С.
А _____________________________________
В______________________________________
С______________________________________
А______________________________________
В______________________________________
С______________________________________
и т. д.