Уважение — позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.
3. Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.
4. Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
№ 70. К стадиям социализации личности относится
- интеграция
- ингибиция
- имитация
- идентификация
1. ИНТЕГРАЦИЯ (Integration) - процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.
2. ингибиция— процесс и результат угнетения, замедления или даже прекращения некоих реакций, процессов, некоей деятельности или активности.
|
|
3. ИМИТАЦИЯ – подражание объекту обожания или ненависти, копирование его речи, голоса, манеры поведения.
4. Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.
№71. К способам создания образов воображения относится…
1. сравнение
Агглютинация
3. апперцепция
4. классификация
1. Сравнение в ряде социальных наук (психологии, социологии и др.) и в философии— 1) научно-философский метод, направленный на способ познания единичного, особенного и всеобщего; играет роль в познании движения и изменения вещей, а также в раскрытии причин отдельных явлений; является способом классификации исистематизации
предметов и явлений, необходимой составляющей любого умозаключения, одним из средств доказательства.Агглютинация (психоанализ) — слияние нескольких образов в один.
3. АППЕРЦЕПЦИЯ [латинск. apperceptio — восприятие] — термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и отчетливо воспринимаем данное психическое содержание.
4. Классификация (классифицирование) (от лат. classis — разряд и лат. facere — делать) — «особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.)»
№ 72. Личность является носителем психосоциальных свойств, характеризующих такие сферы как... (несколько ответов)
|
|
- личностная
- перцептивная
- эмоциональная
- сенсорная
Личностная сфера- термин Р.Б. Кэттела, обозначает полный диапазон измеряемых качеств человеческой личности. За отправную точку исследования автор принял из словаря 4500 прилагательных, означающих черты личности. Затем он сгруппировал синонимы и сократил список до 200 прилагательных, а с помощью факторного анализа получил 35 поверхностных черт и 16 глубинных, которые, как он утверждал, исчерпывают всю личностную сферу.
2. ПСИХИКА ПЕРЦЕПТИВНАЯ — Более сложное строение деятельности у представителей психики перцептивной выражается через идею выделения операций. На этой стадии каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонент видового опыта в процессе индивидуального научения.
3. Эмоциональная сфера человека, играющая исключительно важную роль в его жизни, включает в себя два главных компонента: желания и чувства.
4. Адаптация сенсорная (англ. sensory adaptation) - изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя. Понятие Адаптация сенсорная (или, что не очень точно, А. органов чувств) объединяет разнообразные явления изменения чувствительности, имеющие иногда совершенно различную физиологическую природу.
№ 73. Личность - субъект и объект общественных отношений, по мнению...
- А.Г. Ковалева
- А.Н. Леонтьева
- К.К. Платонова
- С.Л. Рубинштейна
ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
№ 74. Личностным качеством, обусловленным социальными факторами, является...
- позиция
- инстинкт
- потребность
- самоуверенность
ПОЗИЦИЯ — 1. Устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках. Позиция — развивающееся образование; ее зрелость характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью. 2. Интегральная, самая обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.
2. ИНСТИНКТ — совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека.
3. ПОТРЕБНОСТЬ — исходная форма активности живых существ — форма проявления интенциональной природы психики, соответственно коей живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.
4. Самоуверенность - необоснованная уверенность в отсутствии своих минусов.
№ 75. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, - это...
- ценностные ориентации
- чувства
- инстинкты
- задатки
1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.
2. ЧУВСТВО — одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, — эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира.
3. ИНСТИНКТ — совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека.
4. ЗАДАТОК — природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности системы нервной и мозга, составляющие природную основу развития способностей.
|
|
М
№76. Мало осознаются или совсем не осознаются человеком…
- действия
- условия
- операции
- мотивы
1. ДЕЙСТВИЕ — произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
2. Условие следует отличать от понятие причины, так как в отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление, или процесс, условие составляет ту среду, в которой последнее возникают, существуют и развиваются.
3. ОПЕРАЦИЯ — 1. Структурная единица деятельности, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной — внешней или мысленной — ситуации.
4. МОТИВ — 1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (-> мотивация). 2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется. 3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
№ 77. Механизмы психологической защиты описаны в теориях...
- 3. Фрейда
- Г. Салливена
- К. Роджерса
- Ж. Пиаже
Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
№ 78. Механизм преобразования внешних по своей форме процессов с внешними вещественными предметами в процессы, протекающие в умственно плане, называется...
- интроекцией
- экстериоризацией
- проекцией
- ннтериоризацией
1. ИНТРОЕКЦИЯ — полное включение индивидом в свой мир внутренний — психику — воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей, когда он уже не различает собственные и несобственные представления.
|
|
2. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс порождения внешних действий, высказываний и прочего на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека.
3. ПРОЕКЦИЯ — 1. Процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты.
№ 79. Мало осознаются или совсем не осознаются человеком …
- мотивы
- действия
- операции
- условия
1. МОТИВ — 1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (-> мотивация). 2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется. 3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
2. ДЕЙСТВИЕ — произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
3. ОПЕРАЦИЯ — 1. Структурная единица деятельности, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной — внешней или мысленной — ситуации.
4. Условие следует отличать от понятие причины, так как в отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление, или процесс, условие составляет ту среду, в которой последнее возникают, существуют и развиваются.
№ 80. Личностным качеством, обусловленным социальными факторами, является...
- позиция
- инстинкт
- потребность
- самоуверенность
1. ПОЗИЦИЯ — 1. Устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках. Позиция — развивающееся образование; ее зрелость характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью. 2. Интегральная, самая обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.
2. ИНСТИНКТ — совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека.
3. ПОТРЕБНОСТЬ — исходная форма активности живых существ — форма проявления интенциональной природы психики, соответственно коей живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.
4. Самоуверенность - необоснованная уверенность в отсутствии своих минусов.
Н
№ 81. Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера возникли на стыке двух дисциплин…. (несколько ответов)
- психологии
- соматологии
- социологии
- психиатрии
1. ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру.
2. Соматоло́гия — отрасль морфологии человека, занимающаяся исследованием антропологических признаков человеческого тела и их возрастной изменчивости в целом (в отличие от мерологии — преимущественно посмертного исследования отдельных органов). К соматологии относятся соматоскопия — изучение описательных признаков сложения, пропорций тела, органов, и соматометрия — изучение поддающихся измерению признаков тела и его частей, массы (веса), силы мышц.
3. Социоло́гия — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
4. Психиатри́я — отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения. Иногда под этим термином подразумевают совокупность государственных и аккредитованных негосударственных учреждений, которые в некоторых странах имеют право на принудительную изоляцию лиц, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих.
№ 82. Направление в психологии, которое положило в основу изучения сознания человека принцип целостности, называется...
- рефлексология
- когнитивная психология
- гештальтпсихология
- гуманистическая психология
1. РЕФЛЕКСОЛОГИЯ — естественнонаучное направление в психологии, развившееся в 1900-1930 гг., преимущественно в отечественной психологии, и связанное с деятельностью В. М. Бехтерева. Следуя за И. М. Сеченовым, рефлексология исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы объективными проявлениями.
2. Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
3. Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений.
4. гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
№ 83. Направление в современной психологии, соединившее теорию психоанализа с социологическими теориями, называется…
- гуманистической психологией
- необихевиоризмом
- когнитивной психологией
- неофрейдизмом
1. гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
2. НЕОБИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих опосредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями.
3. Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
4. НЕОФРЕЙДИЗМ — направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст.
№ 84. Наивысшая степень эмоциональной напряженности в ситуации развитая конфликта имеет
- место на стадии …
- кульминации
- нарастания напряженности
- обострения
- взрыва
№ 85. Направление в психологии, основанное на информационном подходе к изучению психики с использованием ЭВМ, называется...
- глубинной психологией
- гуманистической психологией
- когнитивной психологией
- функциональной психологией
1. Глубинная психология — общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучениебессознательных
психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология», хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте — как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
3. Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
4. Функциона́льная психоло́гия — направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремлённой адаптации к условиям окружающей среды.
№ 86. Новые формы поведения, возникающие у высших животных, могут быть обозначены как _______ поведение
- интеллектуальное
- социальное
- сознательное
- инстинктивное
№ 87. Наиболее высокие отделы центральной нервной системы представлены...
- шейным отделом мозга
- продолговатым мозгом
- спинным мозгом
- большими полушариями головного мозга
1. Спинной мозг — орган ЦНС позвоночных, расположенный в позвоночном канале. Принято считать, что граница между спинным и головным мозгом проходит на уровне перекрёста пирамидных волокон (хотя эта граница весьма условна).
2. Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга. Граница между продолговатым и спинным мозгом соответствует уровню краевбольшого затылочного отверстия. Верхняя граница продолговатого мозга навентральной поверхности проходит по заднему краю моста.3. Спинной мозг является филогенетически наиболее древним отделом ЦНС. В примитивной форме у ланцетника он представляет собой трубку, идущую вдоль всего тела. От спинного мозга отходят вентральные (передние, или двигательные) и дорсальные (задние, или чувствительные) корешки.
4. Кора больших полушарий головного мозга или кора головного мозга — структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3—4,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга, и покрывающий их. Наибольшая толщина отмечается в верхних участках предцентральной, постцентральной извилин и парацентральной дольки.
№ 88. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью...
- восприятия
- мимики и жестов
- наблюдения
- речи
1. Восприятие, перцепция — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологическихпсихических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.
2. Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.
3. Наблюдение — восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта.
4. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.