Методические основы применения средств наглядности и ТСО в учебном процессе


Общее философское учение о познании дает принципиальное основание для решения вопроса о соотношении наглядного и словесного обучения. В высшей школе процесс обучения идет преимущественно через усвоение научных абстракций. Основным источником знания здесь является слово, главным способом передачи учебной информации – словесно-логический способ, позволяющий выразить сущность знания в обобщенной форме. Чувственно-конкретные образы играют при этом подчиненную роль.

Однако признание второстепенной роли чувственного познания в процессе обучения никоим образом не принижает существенной роли принципа наглядности в учебном процессе высшей школы. Наглядность в обучении связана с чувственными восприятиями и через них влияет на процесс абстрактного мышления. Когда речь идет о соотношении наглядного и словесного способов передачи информации, имеется в виду, что в одних случаях содержание усваиваемых знаний может быть в значительной мере раскрыто в процессе чувственного восприятия конкретных фактов и действий, в других же – основным источником является слово, выражающее сущность знаний в абстрактной форме. В этом смысле учебный процесс в вузе представляет собой единство конкретного и абстрактного, и мышление студентов в ходе обучения развивается в двух разных направлениях: от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Чувственные восприятия и в высшей школе могут быть использованы в целях активизации мыслительной деятельности и повышения качества усвоения знаний студентами. Эти выводы опираются на естественнонаучные данные, связанные с закономерностями физиологии высшей нервной деятельности и основанными на них особенностями психологии человеческого восприятия.

Хотя познание в процессе обучения не обязательно должно начинаться с чувственного восприятия, однако анализаторная деятельность органов чувств, являющаяся физиологическим механизмом ощущений, играет важную роль в процессе усвоения знаний.


В учебном процессе особенно важную роль играет различная пропускная способность анализаторов. Известно, что пропускная способность системы «ухо-мозг» составляет 50 000 единиц информации (бит) в секунду, а системы «глаз-мозг» – 5 000 000 бит/с. Иными словами, пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз выше, чем слухового. А это значит, что зрительный анализатор является большим потенциальным резервом для увеличения ввода информации в процесс обучения.

Это нетрудно проиллюстрировать на следующих примерах. Преподаватели часто сталкиваются с количественными характеристиками процессов. Даже в самом простейшем случае, когда надо показать динамику роста или снижения за определенный период, приходится называть ряд дат и соответствующих им цифр. На слух это воспринимается трудно. Студенту приходится напрягать внимание, чтобы уловить со слов лектора ъэту информацию. Между тем показ преподавателем простейшей диаграммы, где тот же количественный процесс изображен в виде «столбиков» позволяет студенту сразу, визуально понять представленный.

То же можно сказать о тех случаях, когда приходится давать численные пропорции, например, социального состава общества, экономические показатели т. д. Круг, поделенный на окрашенные в разные цвета секторы, сразу дает зрительно воспринимаемое реальное соотношение этих пропорций. Для их зрительного восприятия требуются буквально секунды, в то время как перечисление определенных названий и соответствующих им процентов занимает уже минуты. К тому же часто цифры, называемые преподавателем, студенты совсем не обязательно должны запоминать. Преподаватель использует их лишь как аргумент, подтверждающий то или иное высказанное положение. В данном случае эту роль более успешно может выполнить аргумент, представленный наглядно.

Таким образом, подключение к процессу восприятия зрительного анализатора, наряду со слуховым, позволяет экономить учебное время, увеличивать количество передаваемой информации. Психологи не случайно центральное место в процессах восприятия отводят зрительным процессам. Известно, что 90% всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью осязания.

Из всех видов памяти у большинства людей более всего развита зрительная память. Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения того, какая же часть полученной при помощи различных анализаторов информации способна осесть в сознании в виде знания, то и здесь складывается соотношение 1:3 в пользу зрения. Иными словами, с помощью зрения человек может получить в 3 раза больше знаний, чем с помощью только слуха.

Наглядность играет важную роль в активизации внимания, которое является важнейшим условием всех психических процессов. Внимание есть направленность сознания на какой-нибудь предмет или явление действительности. Оно неразрывно связано со слуховым и зрительным восприятием. Сочетание слухового и зрительного восприятия усиливает внимание, помогает активизации мыслительного процесса. Наглядность в обучении способствует развитию и такого свойства личности, как память, представляющую собой процесс закрепления, сохранения и последующего воспроизведения того, что было в прошлом опыте человека в виде образов, мыслей, действий, чувств. Память является обязательным условием процесса обучения, мыслительной деятельности вообще, накопления жизненного опыта, участия человека в общественно полезном труде.

Таким образом, психология со всей очевидностью доказывает необходимость и многообразные возможности использования наглядности в процессе обучения. Умелый, продуманный подход к этой проблеме дает ключ к интенсификации учебно-воспитательной работы, повышению качества усвоения знаний студентами, активизации их мыслительной деятельности.

Из существующих средств наглядности чаще всего используются такие традиционные средства, как доска и мел, плакат и альбом. Традиционные и современные средства наглядности взаимно не исключают друг друга. Наоборот, опыт использования доски и мела, плаката и альбома является той основой, которая должна быть разумно использована при формировании нового опыта и методики применения современных технических средств. Положительная роль традиционных наглядных пособий заключается в том, что они позволяют донести определенную часть учебного материала, облегчая тем самым восприятие его студентами и позволяя активизировать процесс обучения. Но нельзя не видеть их ограниченных возможностей и тех преимуществ, которые имеют по сравнению с ними современные технические средства.

Разумеется, фамилию, дату, малознакомый аудитории трудный термин, несложную схему, ряд цифр – все это легко можно написать мелом на доске. Преимущество мелового варианта наглядности заключается в том, что он позволяет постепенно воспроизводить на глазах у студентов отдельные элементы, например, логические схемы, сопровождая каждый элемент необходимыми комментариями и давая возможность студентам записывать в тетрадь вслед за возникновением их на доске. Постепенное воспроизведение отдельных элементов сложных наглядных изображений является правильным методическим приемом, ибо одновременное возникновение перед глазами нескольких смысловых элементов рассеивает внимание. Глаз, как известно, в каждый данный момент может смотреть лишь в одну точку.

Но меловой вариант имеет и существенный недостаток, который заключается в трудности восприятия информации, воспроизведенной мелом на доске. С точки зрения теории информации, условия считываемости рукописного текста являются наихудшими. Различные почерки преподавателей, к тому же ухудшаемые скорописью, тонкость и не контрастность линий, нанесенных мелом на доске, неизбежные сокращения, предпринимаемые для ускорения этого процесса,–все это ведет к тому, что чаще всего меловые записи и рисунки выглядят весьма не эстетично и доступны для восприятия лишь в первых рядах аудитории.


Плакатный вариант наглядности по сравнению с меловым имеет то преимущество, что текстовая и цифровая информация выписаны здесь четким и ясным шрифтом, линии графиков и диаграмм контрастны, нередко многоцветны и более благоприятны для восприятия. Но в то же время размеры плакатов таковы, что их содержание воспринимается лишь в очень небольшой аудитории. Для того чтобы плакат был читабелен в аудитории, где находятся 100 и 200 человек, он должен быть таких размеров, что практически работа с ним становится невозможной.

Развешенные в ряд на доске перед началом занятий плакаты отвлекают внимание студентов. Лектор начинает говорить, а студенты разглядывают плакаты и гадают, что на них изображено. Когда же лектор обращается к плакатам, чувство их новизны для студентов уже утрачено и должной активизации внимания не происходит. Если же плакаты повесить на доске один на другой, то в этом случае необходимость снимать и сворачивать их в ходе объяснения мешает и лектору и студентам.

Самый же главный недостаток мелового и плакатного вариантов наглядности заключается в том, что они позволяют воспроизводить очень ограниченную часть наглядной информации. В то же время технические средства, сохраняя преимущества традиционных видов наглядности, позволяют давать наглядные изображения на ярко освещенном экране, доступном для восприятия в любой, даже большой аудитории.

^ Учебное кино. Поистине неисчерпаемы познавательные и воспитательные возможности кино. Оно занимает ведущее место в ряду существующих средств наглядности обучения, благодаря присущей ему особой наглядности, эмоциональности воздействия, степени активности восприятия. В силу огромных технических возможностей, учебное кино способно показать любые уникальные объекты, удаленные и практически недоступные для широкого наблюдения, невидимые или не воспринимаемые глазом процессы и явления, очень быстротечные или очень медленно протекающие процессы и т. д.

Познавательные образы кино значительно шире и богаче, чем у любого другого изобразительного средства, ибо здесь зритель становится как бы соучастником, непосредственным свидетелем того, что происходит на экране, видит это так, как происходит в жизни. Учебный фильм позволяет направлять внимание аудитории на главное и существенное, вызывая у нее эмоциональное и познавательное отношение к воспринимаемому, способствуя рождению понятий, обобщений, мыслей, объединяя логическую и эмоциональную стороны процесса обучения. В кино можно ассоциировать существенные явления между собой, воспроизводить зрительно воспринимаемые аналогии явлений и процессов.

Учебное кино способно осуществлять функции анализа и синтеза: рассматривать явление в целом и по частям, выделяя связи и отношения между отдельными частями, сравнивая процессы и явления, происходящие в самых различных условиях.

С точки зрения возможностей показа событий общественной жизни кино обладает тем преимуществом, что позволяет наблюдать развитие явлений в прошлом, настоящем и будущем, видеть обратное течение времени и те изменения, которые невозможно наблюдать визуально. В кино можно видеть развитие событий и явлений независимо от фактического времени этого процесса, рассматривать в движении даже неподвижные объекты, изменяя направление наблюдения. Особенно важна способность кино моделировать динамику мышления, воспроизводить процесс становления и развития мысли.

Учебный фильм, соответствующий учебной программе дисциплины, экономит время, помогает преподавателю глубже и доходчивее излагать материал, более активно заинтересовывать студентов существом изучаемого вопроса, побуждая их к дальнейшей самостоятельной работе.

Практика использования кино в учебном процессе вуза позволяет сформулировать методические требования к отбору кинофрагментов и применению их в лекционном процессе:

·
фрагменты должны лишь сопровождать текст лекции;

·
каждый отобранный фрагмент должен быть не только иллюстрацией к тому или иному положению, но и источником новой информации, углубляющей содержание лекции, делающей ее более убедительной, яркой, образной, эмоциональной;

·
при чтении лекции недостаточно использовать только кинофрагменты, нужно привлекать и другие экранные и звуковые средства (диапроекцию и звукозапись);

·
необходимо учитывать особенности восприятия кино в затемненной аудитории, когда студенты лишены возможности делать записи, если только нет специальных столов с подсвечиванием. Но и в последнем случае надо считаться с тем, что быстро мелькающие кадры кино всегда затрудняют запись. Поэтому кинофрагменты лучше всего давать на 2 - 3 минуты с последующим (или предыдущим) их объяснением;

·
кинофрагменты с продолжительностью демонстрации менее 2 минут неприемлемы, так как затрудняют переход от прослушивания лекции к зрительному восприятию. В то же время фрагменты с продолжительностью более 6 минут дают отрицательные результаты, так как в этом случае лекция начинает подменяться показом фрагмента;

·
количество кинофрагментов, включаемых в лекцию, нужно тщательно регламентировать. Частые переходы от лекторской речи к демонстрации утомляет студентов. Поэтому на двухчасовой лекции (90 минут) целесообразно давать не более


6 - 7 включений кино.

Нельзя забывать о том, что лекция и семинар не должны быть перегружены наглядным материалом, это может вести к снижению теоретического уровня занятий.

Перед тем как показывать фильм студентам, преподаватель должен просмотреть его предварительно сам, чтобы определить его место в учебном процессе, степень его пригодности, выбрать в случае необходимости нужные фрагменты, продумать комментарии и т. д. Киноматериал не должен выступать чужеродным телом в процессе занятий. Его надо органически включать в ткань того или иного звена учебного процесса, подготовить студентов к его восприятию, нацелить их внимание на те моменты, которые должны быть для них главными.

Не следует подчеркивать необычности применения кино (как и других технических средств), предупреждать студентов об этом заранее, как о каком-то исключительном явлении. Учебное кино – не развлечение, а необходимый элемент процесса обучения. Поэтому студенты должны привыкнуть считать любые средства наглядности такой же естественной формой аргументации, как и традиционная словесно-логическая форма доказательств. А такая привычка может выработаться лишь в случае систематического, а не эпизодического применения учебного кино. Не приходится ждать качественных сдвигов в восприятии студентов, если на протяжении всего курса показать им всего 2 - 3 фильма.

Систематичность является одним из главных методических требований к применению технических средств в учебном процессе. Но системой эта работа может стать лишь в том случае, если в ней принимает активное участие весь коллектив кафедры. Решающая роль в организации этой работы принадлежит заведующему кафедрой. Если многочисленными организационными, техническими, методическими и финансовыми вопросами, связанными с применением кино и других технических средств, занимаются лишь отдельные преподаватели-энтузиасты, это ведет к огромным неоправданным затратам времени и сил, не давая должного эффекта.

Активное применение кино в учебных целях прежде всего зависит от расширения практики его использования и более широкого обмена опытом подобной работы, от создания учебных фильмов, которые могли бы быть включены в вузовский учебный процесс. В решение этой задачи можно и нужно использовать существующий фильмофонд, фрагменты из созданных уже научно-популярных, хроникально-документальных и художественных фильмов. Необходимо также развернуть работу по созданию новых учебных фильмов силами самих кафедр.

Учебный фильм, соответствующий логике и структуре вузовской учебной программы, подчиненный определенным дидактическим задачам, при умелом его использовании может стать органически необходимым элементом процесса обучения, поможет наиболее эффективно использовать учебное время, поднимет активность и интерес студентов к изучаемым дисциплинам.

Диапроекция. Если кино наиболее пригодно для демонстрации материалов, требующих показа в динамике, движении, изменении, развитии, то для передачи информации, требующей концентрации внимания, более или менее длительного разглядывания с сопутствующими объяснениями, существует диапроекция. Она наиболее эффективна, значительно расширяет возможности наглядного изображения самых разнообразных материалов. С помощью диапозитивов можно давать портреты выдающихся ученых, общественно-политических деятелей, документальные фотографии, репродукции произведений изобразительного искусства, фотокопии оригиналов документов и др. С плакатов такой материал воспринимается плохо из-за небольших размеров.

Диапозитивы удобны также для передачи цифровой информации в виде диаграмм, таблиц, графиков, отражающих динамику различных процессов, а также для воспроизведения условно-схематических изображений, различного рода логических схем.

Имея диапроектор, лектор может не стеснять себя выбором вида и количества наглядных изображений. Вместо 2 - 3 плакатов, которые практически только и можно использовать на лекции, с помощью диапроектора можно дать 15 - 20 и даже больше самых различных по своему характеру наглядных материалов.

Пользуясь диапроектором с дистанционным управлением, можно путем простого нажатия кнопки на пульте управления вызвать нужное изображение в тот момент, когда это требуется по логике рассуждений лектора, и убрать его, когда объяснения по данному вопросу закончены.

Для изготовления диапозитивов можно переснять на пленку любой наглядный материал, начиная с больших исторических и географических карт и заканчивая маленькими схемами или рисунками из книги, газетной или журнальной статьи. В виде диапозитивов можно собрать огромный фонд наглядных пособий.

Одним из преимуществ диапроекции является ее доступность. Изготовление диапозитивов под силу любому учреждению, имеющему фотолабораторию, каждому человеку, владеющему навыками фотографа-любителя, при наличии не дорогостоящих приспособлений.

Для учебного процесса удобнее всего диапозитивы, а не диафильмы. Главный недостаток диафильмов как формы организации наглядного материала заключается в том, что они могут привести к нарушению основного методического требования – подчинения наглядных изображений логике рассуждения лектора. Имея перед собой диафильм, в котором содержание и расположение кадров подчинено замыслу его авторов, лектор вынужден приспосабливать свои рассуждения к чужой логике. Это мешает ему раскрывать свой замысел, заставляет показывать кадры, которые ему не нужны, ведет к нерациональному использованию учебного времени.

Применение же диапозитивов (слайдов) позволяет избежать этих недостатков. Из целого комплекта лектор может отобрать лишь необходимые, расположить их в нужном ему порядке, логической последовательности. В случае, если материал устарел, нетрудно заменить отдельные диапозитивы новыми.

Одним из средств воспроизведения статической наглядной информации, наряду с диапроектором, является кодоскоп, или кодпроектор (по первым буквам названия «классная оптическая доска»). Он позволяет лектору делать нужные записи не мелом на доске, а обычной или шариковой ручкой на прозрачной пленке, вмонтированной вместе с аппаратом на кафедру. При необходимости они тут же проецируются в укрупненном виде на экране. Таким образом, лектор, делая записи, может не сходить с трибуны и не должен поворачиваться спиной к аудитории, как это приходится делать, когда пишешь на доске. Кодоскоп позволяет сохранить преимущества мелового варианта наглядности, присущую ему простоту и оперативность простых записей (даты, фамилии, термины и т. д.), а также постепенность воспроизведения отдельных элементов логических и иных схем.

Через кодоскоп можно показывать на экране и заранее изготовленные на прозрачной основе изображения (план лекции, тексты цитат, формулировок, определений, цифровой материал в виде таблиц, диаграмм, графиков, элементы схем и т. д.). Постепенность воспроизведения схем достигается путем накладывания друг на друга прозрачных листиков пленки, на каждом из которых нанесен новый, очередной элемент схемы. На экране, таким образом, постепенно высвечивается вся схема.

Более эффективного способа воспроизведения схем можно добиться, не прибегая к аппаратуре, а превратив обычную классную доску в магнитную. Для этого достаточно подложить под линолеум доски лист жести, сделать из картона элементы схем, четко выписав на них соответствующие названия и надписи, а на обратной их стороне приклеить магнитики. Магнит притягивается к жести, и элемент схемы приклеивается к доске. Вид такой схемы значительно более эстетичен и благоприятен для восприятия.

При изготовлении диафильмов и комплектов диапозитивов рекомендуется учесть следующие советы:

·
текстовые кадры не должны превышать 10 - 12 строчек, причем текст не следует разбрасывать по всему полю кадра, а лучше сконцентрировать в середине. Слова надо давать чрезвычайно скупо, отбирая самые лаконичные формулировки, цитаты, определения и так далее. Тоже относится к цифровому материалу. Обилие слов и цифр загромождает кадр и затрудняет его восприятие;

·
цифровой материал полезно разнообразить в подаче, преподнося его не в виде столбиков цифр, а в виде различных диаграмм или графиков;

·
следует избегать излишнего украшательства изображений в кадре, не несущего нужной смысловой нагрузки;

·
логический материал может подаваться в виде схем. Но не надо стремиться вместить в кадр большую схему, лучше разбить ее на несколько кадров (если это не нарушает ее внутренней логики);

·
нельзя забывать об эстетической стороне восприятия. Монтажи должны быть оформлены четко, аккуратно и красиво. Надо добиваться, чтобы кадр просматривался на экране совершенно отчетливо.


Определение оптимального количества кадров учебного диафильма или набора диапозитивов нуждается в дальнейшей экспериментальной проверке в аудитории. Но в любом случае важно соблюдать чувство меры и не перегружать занятие чрезмерно большим количеством кадров. Лекция не должна превратиться в комментирование наглядных изображений. Если в диафильме или диапозитивах преобладают кадры иллюстративные, не требующие подробного пояснения, их можно дать больше. Если же в них больше обобщающих кадров, требующих более или менее длительных комментариев, их следует давать меньше. Какой-либо определенной нормы в отношении количества кадров, естественно, установить нельзя. Это зависит от темы, наличия в ней материала, который может быть воспроизведен наглядно, от характера аудитории и т. д.

Основные методические требования к применению диапроекции в процессе обучения:

·
прежде чем показывать диапозитивы в аудитории, преподаватель должен просмотреть их предварительно сам, найти место каждому в материале лекции и продумать комментарии к ним;

·
на занятиях диапозитивы не следует демонстрировать молча; наглядные изображения должны органически сочетаться с логическими объяснениями

·
преподавателя; любой кадр должен быть наглядным аргументом или иллюстрацией к словам педагога;

·
нельзя допускать, чтобы кадры проскакивали вразрез с логикой и последовательностью устного изложения вопросов. Несогласование между тем, что студенты видят, и что они слышат, снижает эффективность обучения. Поэтому вольные изменения последовательности изложения материала (не противоречащие вопросам плана), допустимые для опытного преподавателя в обычной лекции, здесь могут привести к нежелательным последствиям. Чтобы избегать этого, лучше делать соответствующие пометки в тексте лекции, а перед лекцией просматривать намеченные к демонстрации кадры;

·
пользуясь диапроекторами ЛЭТИ или «Протон», преподаватель может обойтись без помощи лаборанта, но для этого он должен овладеть правилами эксплуатации аппаратуры. В любом случае организационно-техническая сторона должна быть четко отрегулирована, чтобы на глазах у студентов не возникло никаких заминок и неполадок, вносящих дезорганизацию в учебный процесс;

·
прокомментированный кадр не должен долго оставаться на экране, чтобы не отвлекать внимания аудитории, если лектор перешел уже к другому вопросу, не связанному с содержанием данного кадра;

·
для преподавателя всегда возникает некоторое затруднение, когда студенты должны списать что-либо с экрана. Продолжать объяснение в этот момент нельзя, чтобы не раздваивать внимание аудитории. В таких случаях целесообразно медленно прочитать текст и повторить его другими словами, пока не будет сделана запись. Когда в аудитории списывают с экрана тему и план лекции, можно кратко напомнить содержание предыдущей лекции, перебросить логический мостик к предстоящей теме.


Учитывая стремление студентов записывать все, что воспроизводится на экране, когда запись обязательна надо их предупредить.

С методической точки зрения самой правильной и наиболее эффективной является демонстрация кадров по ходу изложения вопросов лекции. В таком случае соблюдается основное методическое требование к применению технических средств–непосредственного сочетания зрительного и логического ряда, которое обеспечивает наибольший эффект при обучении.

Таким образом, диапроекция, которая в техническом отношении стоит близко к кино (кадр диафильма - это как бы остановившийся кадр кино), имеет свои специфические особенности, делающие ее наряду с учебным кинофильмом незаменимым и эффективным средством наглядности в преподавании.

Есть еще один вид технических средств наглядности, который с успехом может быть использован в педагогической работе–это фонозапись на грампластинке, магнитофонной ленте или CD.

Возможности использования фонозаписи разнообразны. Иногда на семинарах записывают на магнитофонную ленту выступления некоторых его участников. При подведении итогов заслушивают отдельные места выступлений, указывая на недостатки в изложении, а также на то, чему следует учиться у наиболее подготовленных товарищей. Это помогает формированию и развитию у студентов основ ораторского искусства.

На магнитофонную ленту записываются тексты консультаций преподавателей по наиболее сложным вопросам, которые может постоянно прослушивать студент в часы самоподготовки.

Фонозаписьлекции используется и в организационно-методических целях: она дает возможность преподавателю совершенствовать ораторское искусство, ее можно обсудить на кафедре, воспроизводя отдельные места. На некоторых кафедрах практикуется обсуждение звуковых записей лекций и семинаров.

Большую помощь могут оказать магнитофонные записи лекций студентам-заочникам. Опыт работы многих вузов показывает, что студенты-заочники используют фонозаписи тех лекций, которые были пропущены ими по тем или иным причинам, или прослушивают лекции при подготовке к семинару, зачету или экзамену.

Применение фонозаписей является одним из практических, еще не используемых в должной мере резервов улучшения методики преподавания, активизации учебного процесса, усиления его эмоционального воздействия на обучаемых.

Итак, использование наглядности, в том числе и технических средств, является составным элементом учебного процесса. Как и весь процесс обучения и воспитания,–это дело творческое, по поводу которого невозможно дать рецепты, годные на все времена и при любых условиях. В педагогической деятельности нет одинаковых условий, как и нет одинаковых студентов, поэтому использование имеющегося опыта не может быть простым копированием. Очень важно, чтобы каждый преподаватель глубоко продумывал приемы применения средств наглядности, а не слепо копировал пусть даже самые эффективные действия других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: