Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении

Новым вызовом глобальной безопасности после окончания «холодной войны» стало развитие конфликтных ситуаций на внутригосударственном уровне. В настоящее время трудно найти какой-либо регион без потенциально возможного, тлеющего или активно действующего вооруженного конфликта. В этой ситуации исключительно важным становится изучение работы СМИ в условиях региональных конфликтов и в зонах боевых действий.

Трудно говорить о том, что СМИ могут значительно способствовать урегулированию какого-либо конфликта, но нельзя недооценивать значимость деятельности СМИ, так как войны и конфликты предстают перед обществом именно их глазами.

Важны следующие аспекты этой темы:

политологический анализ проблемы

роль СМИ в миротворческом процессе

позитивные и негативные функции СМИ в региональных конфликтах, проблема информационной блокады

методика и технология освещения конфликтов

жертвы конфликта и освещение в СМИ их проблем

влияние информации на различные слои населения

информация о конфликтах – история, последствия, методы урегулирования

мнения политологов, историков и политиков

Наиболее актуальны на сегодняшний день для международной являются следующие проблемы:

специфика работы журналистов в зонах конфликтов и вопросы их безопасности;

государственная информационная политика;

перспективы преодоления информационной блокады и сотрудничества журналистов региона;

пути влияния СМИ на общественное мнение;

проблемы независимых средств массовой информации и соблюдения журналистами принципов профессиональной этики;

воздерживаться от публикации материалов, основанных на непроверенных данных и приводящих в конечном итоге к созданию образа врага в лице целых наций;

воздерживаться от оправдания жестокости, террора, независимо от того, какие цели провозглашают лица, в них виновные;

своевременно и полно информировать общественность о документах, регламентирующих правовую ситуацию в конфликтных регионах;

отказаться от использования в материалах, посвященных конфликтам, пропагандистских клише, взаимных ссылок на этническую и конфессиональную "ущербность", унижающих достоинство человека слов;

воздерживаться от употребления провоцирующих и оскорбительных терминов;

способствовать поиску моделей урегулирования, обеспечивающих прочный мир и исключающих возможность возобновления военных действий, а также поддерживать усилия, направленные на сохранение стабильности в регионе.

ДЕКЛАРАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ

РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ (принята 23 апреля 2001 г. в Ялте)

СМИ должны придерживаться принципов свободы слова, которые включают в себя право получать и распространять информацию, при этом не нарушая другие основополагающие права, свободы и интересы, защищаемые Всеобщей Декларацией прав человека и Европейской конвенцией по правам человека.

Журналист должен уважать право общества на получение точной, достоверной информации. Представление, описание и изложение фактов и событий должно быть сбалансированным и беспристрастным. Слухи не должны смешиваться с новостями, так как это может стать причиной применения насилия и дискриминации. Недопустимо в своих комментариях, оценках, подборе фактов, анализе исторических предпосылок и т.д. становиться на позицию той или иной стороны.

Журналист должен отдавать себе отчет о той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного провоцирования ограничения прав на основе расы, языка, религии, политических или иных взглядов, этнического происхождения и социального статуса.

Недопустимой является публикация материалов, содержащих пропаганду войны, насилия, оскорбляющих чувства лиц, исповедующих или не исповедующих религию, ущемляющих права человека и его этнокультурную идентичность.

Журналист не вправе акцентировать внимание на расовой, этнической принадлежности, политических и религиозных убеждениях субъекта информации. Исключение могут составлять только те случаи, когда это имеет самостоятельное значение в рамках подготовленной информации. Особенно этот принцип относится к материалам о преступлениях, когда упоминание принадлежности подозреваемого или преступника к какому-либо религиозному, этническому или другому меньшинству может вызвать негативное отношение к этим группам.

Нельзя связывать этническую принадлежность человека с его политическими убеждениями и моральными качествами.

Журналист должен в своих материалах демонстрировать, что этническое многообразие — это ценность любого общества.

Недопустимо участие журналиста в распространении и формировании негативных стереотипов по отношению к этнокультурной либо другой группе и конфессии. Необходимо избегать обобщающих определений, бытующих в разговорной лексике выражений, негативно характеризующих всю такую группу.

Журналист должен осознавать, что его непрофессионализм, предвзятость, дезинформация могут стать причиной дискриминации, нетерпимости, насилия, страданий и даже гибели людей.


Понятие «пропаганда». Пропаганда как вид деятельности. Схема пропагандистской деятельности и её специфика. Пропаганда как вид общественного производства. Продукт пропаганды. Элементы пропагандистского процесса как предмет пропагандологии.

Пропаганда – распространение в массах путем настойчивого разъяснения каких-либо воззрений, идей, учений. В международной информационной деятельности заметна тенденция возрастания пропагандистских элементов. С окончанием холодной войны в западной и российской журналистике стали реже использоваться пропагандистские клише-стереотипы (образ врага). Но эйфория, связанная с окончанием холодной войны и ослаблением страха перед ядерной войной, уступила место новым критическим выпадам. В условиях глобализации лидерство США в мировой политике, экономике, в сфере информации приобрело более заметные масштабы. В США сосредоточен самый крупный рынок капиталов, там центры наиболее крупных транснациональных корпораций, в том числе коммуникационных и информационных олигополий. Однополярный мир не миф, а реальность. Многие страны хотят претворять в жизнь свои национальные интересы. 90-е годы и наше время – много региональных и местных конфликтов, которые переросли в международные: «Буря в пустыне», косовский конфликт, интервенция в Ирак. Усиление пропаганды - стремление получить политическую выгоду от этих конфликтов и утвердить свои интересы.

Пропага́нда (лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение информации: фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию[1].

Пропаганда сводится к более менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т.д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации. Преднамеренное искажение и фильтрация информации отличает пропаганду от образования. Encyclopaedia Britannica

Пропаганда(лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса П.: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает П.), содержание, формы и методы, средства или каналы П. (радио, телевидение, печать, система лекционной П. и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована П.). Решающим для понимания процесса П. являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена П. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств Пропаганда - это искусство склонять других вести себя так, как они бы себя без этого не вели, посредством различных инструментов агитации.

Л.Дуба и Ж.Эллюль рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведет пропаганду, т.е. контроль за мышлением и поведением. В конечном итоге пропаганда является совокупностью определенных структур, абстракты символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение. Этим она сродни понятию Public Relations.От пропаганды следует отличать агитацию. Агита́ция (лат. agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям.Современный синоним — публичная дипломатия. Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Пропаганду нельзя сравнивать с рекламой. Реклама ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Сердцевину широкого семейства информационных жанров — деловых, политических, религиозных — составляет объявление. Когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы экспрессии (эмоциональной выразительности) и суггестии (внушения), реклама приобретает наибольшую эффективность. Реклама, призывающая к конкретным политическим действиям, превращается в агитацию. Даже если агитационная реклама стремится вызвать больше коллективное, чем индивидуальное действие, она остаётся агитационной рекламой. В отличие от рекламы пропаганда не ограничена жесткими временными рамками и ее непросто выявить. Реклама воздействует прежде всего на эмоции людей. Пропаганда воздействует как на эмоции, так и на разум людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей[ источник не указан 25 дней ].

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: