Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.
Логопед: Ребенок:
Приходит август – урожай
В саду и в поле убирай!
В каком месяце убирают урожай? В августе.
Сентябрь – осени пора.
Туман над речкою с утра,
Несут в корзинах грибники
Опята и боровики.
В каком месяце собирают грибы? В сентябре.
Октябрь – роща над рекой
Наряд надела золотой.
И в небе синем видишь вдруг
Как журавли летят на юг.
В каком месяце журавли улетают на юг? В октябре.
Четверг бывает перед пятницей.
После какого дня бывает пятница? После четверга.
(При затруднении в ответах, логопед интонационно выделяет нужное слово).
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов.
2. Продолжать учить согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Нора барсука - барсучья нора.
Берлога медведя - медвежья берлога.
Перо павлина – павлинье перо.
Голова дельфина - дельфинья голова.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при подборе антонимов к глаголам в предложениях.
2. Развивать логическое мышление.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением в предложениях.
Логопед: Ребенок:
Подружка принесла корзинку. Подружка отнесла корзинку.
Откройте форточку. Закройте форточку.
Охотник ушел из избушки. Охотник вернулся в избушку.
Мальчишка сам оделся. Мальчишка сам разделся.
Парнишка спустился с лестницы. Парнишка поднялся по лестнице.