Типы переменных, используемых в Турбо Паскале

Структура программного модуля. Состав интегрированной программной среды.

  1. Алфавит и структура языка Турбо-Паскаль;
  2. Общая структура программ на языке Паскаль;
  3. Типы переменных, используемых в Турбо Паскале;
  4. Условные знаки и служебные слова, применяемые для описания различных операций в Турбо Паскале.

УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ

Алфавит и структура языка Турбо-Паскаль

Алфавит языка Турбо-Паскаль (набор используемых символов) включает буквы латинского алфавита: от a до z и от A до Z, арабские цифры: от 0 до 9, специальные символы: _ + - * / =,.:; < > () [ ] { } ^ @ $ #, пробел "_" и управляющие символы с кодами от #0 до #31.

Используются также служебные (зарезервированные) слова, например: absolute, and, array, begin, case, const, constructor, destructor, div, do, downto, else, end, external, file, for, forward, function, goto, if, implementation, in, inline, interface, interrupt, label, mod, nil, not, object, of, or, packed, procedure, program, record, repeat, set, shl, shr, string, then, to, type, unit, until, uses, var, vertual, while, with, xor и другие.

При написании программы применяются:

константы - данные, значения которых не изменяются в программе;

переменные - данные, могущие изменяться при выполнении программы;

выражения - константы, переменные и обращения к функциям, соединенные знаками операций;

операторы - специальные символы и слова, выполняющие действия;

функции, процедуры и модули - отдельные программные блоки, имеющие имена и подключаемые к основной программе.

Для обозначения имен констант, переменных, функций, процедур и модулей используются буквы и цифры, входящие в алфавит языка, и знак подчеркивания "_". Имена начинаются с буквы или знака подчеркивания "_" и содержат до 63 значащих символов. Символ пробела в имени не допускается. Эти имена принято называть идентификаторами. Различие прописных и строчных букв в идентификаторах компилятором Турбо-Паскаля не учитывается.

Идентификаторы отделяются друг от друга пробелами и специальными знаками. Примеры записи идентификаторов: Alfa, C, X_max, Y_min, Sin, Cos, _10_A

Общая структура программ на языке Паскаль

Программа, написанная по правилам стандартного языка Паскаль, должна иметь в своем полном варианте (когда в ней задействованы все виды программных объектов) следующую структуру:

Program имя программы;

Uses Список используемых модулей

Label Список меток из основного блока программы

Const Определение констант программы

Type Описание типов

Var Описание переменных

Procedure Текст процедуры

Function Текст функции

Begin

Основной блок программы

(раздел операторов)

End.

Некоторые из перечисленных блоков раздела описаний могут отсутствовать за ненадобностью, но оставшиеся должны следовать в указанной последовательности. Хотя Турбо-Паскаль, в отличие от стандартного Паскаля, более гибок и допускает перестановки блоков раздела описаний, мы будем придерживаться требований стандарта во избежание путаницы в процессе обучения программированию.

Program позволяет дать программе название. Это слово в дальнейшем тексте программы не используется.

Uses – раздел для подключения библиотек, с описаниями различных функций.

Например для очистки экрана – CRT, для графики Graph и т.д.

Label – раздел для описания меток. Метки расставляются в тексте программы для изменения хода алгоритма и перехода в данное место.

Const имя константы = значение;

Имя константы и ее значение разделяются знаком равенства.

После значения константы обязательно ставится точка с запятой. Значение константы должно оставаться неизменным в ходе вычислений. Попытка изменить значение константы будет расцениваться как ошибка. Константы бывают числовые, символьные и логические.

Type – раздел для описания типов данных, вводимых пользователем, или для описания сложных типов.

Var. – раздел описания переменных. Переменные используются для хранения и передачи данных внутри программы. Каждая переменная, используемая в программе, должна быть описана, т.е. в разделе "Var". Описать – значит указать имена переменных и типы хранимых в них данных:

Var имя переменной: тип переменной;

Типы переменных, используемых в Турбо Паскале

Типы переменных, используемых в Турбо Паскале, приводятся на рисунке:

Используются стандартные имена типов, либо имя типа задается в разделе описания программы, например:

TYPE A = array [1..1000] of real;

Тип переменной объявляется после служебного слова VAR, например:

VAR a1, a2: A; { массивы из 1000 элементов вещественных чисел типа "A" }

Если не использовать служебное слово TYPE, то можно записать:

VAR a1, a2: array[1..1000 ] of real;

Рассмотрим подробнее описание некоторых стандартных типов и допустимые диапазоны изменения значений переменных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: