Стандартные математические функции и процедуры Турбо-Паскаля

Наименование Функции Тип аргумента Тип значения Результат вычесления
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
abs(x) Целый вещественный Целый вещественный Синус"x"рад
sin(x) Вещественный Вещественный Абсолютное значение "x"
cos(x) Вещественный Вещественный косинус"x"рад
arctan(x) Вещественный Вещественный арктангенс "х" (-Pi/2 < y < td)< 2 Pi>
Sqrt(x) вещественный вещественный квадратный корень из "х"(Ц х, где x > 0)
Sqr(x) Целый вещественный Целый вещественный значение "х" в квадрате (х2)
Exp(x) вещественный вещественный значение "е" в степени "х" (ех, где e= 2. 718282...)
Ln(x) вещественный вещественный натуральный логарифм "х" (х > 0)
Frac(x) вещественный вещественный дробная часть "х"
Int(x) Вещественный Вещественный целая часть "х"
Random - вещественный случайное число (0 < =y< 1)
Random(x) Word Word случайное число (0 < =y< x)
Succ(c) Порядковый Порядковый следующий за "с" символ
Pred(c) Порядковый Порядковый предшествующий "с" символ
Наименование процедуры Тип аргумента Тип значения Результат вычесления
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Inc(x) целый целый Увеличивает "х" на 1 (x:=x+1;)
Dec(x) целый целый Уменьшает "х" на 1 (x:=x+1;)
Inc(x, n) целый целый Увеличивает "х" на n (x:=x+1;)
Dec(x, n) целый целый Уменьшает "х" на n (x:=x+1;)
ПРОЦЕДУРЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТИПОВ ПЕРЕМЕННЫХ
Str(x, s) x-целый или вещественный s-строковый Последовательность символов "s"из цифр числа "x"
Val(s, v, cod) s-строковый v-целый или вещественный cod- целый Двоичная форма числа "v"последовательности "s" cod=0 (код ошибки)
ФУНКЦИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТИПОВ ПЕРЕМЕННЫХ
Trunc(x) вещественный LongInt целая часть "х"
Round(x) вещественный LongInt округление "х" до целого
Odd(x) целый логический возвращает True если "х" - нечетное число
Сhr(x) Byte Char Символ ASCII кода "х"
Ord(c) Char Порядковый Byte LongInt ASCII код символа "с" Порядковый номер символа "с"

Поскольку при вызове функции или процедуры производятся некоторые вычисления, преобразования или выполняются другие действия, то вызов функции можно назвать оператором-функцией, а вызов процедуры - оператором-процедурой.

При вызове функция возвращает значение, которое необходимо присвоить переменной. Например, запись Y:= Sin(x); позволяет вычислить значение синуса угла "х", которое присваивается переменной "Y". Функции имеют высший приоритет, т. е. в выражении сначала вычисляется значение функции, а затем выполняются другие операции. Например: в выражении Y:= 5 * Cos(Pi + x); сначала вычисляется значение аргумента, затем значение функции, которое умножается на пять.

При вызове процедура производит определенные действия и может возвращать значения параметров. Процедура может не иметь параметров, например, для инициализации распределения случайных чисел вызывается процедура Randomize;. Процедуры могут включать па-раметры, которые необходимо задать при вызове процедуры и параметры, которые возвра-щают значения после выполнения процедуры. Например, при вызове процедуры Str(x, s); параметр "x" должен быть задан, а параметр "S" возвращает строковый вид числа "x". В не-которых процедурах параметры изменяют свое значение, Например, процедура Inc(x); уве-личивает значение "x" на единицу, т. е. возвращает новое значение "x", что соответствует оператору x:=x+1; Таким образом, при вызове процедуры необходимо знать назначение и тип задаваемых параметров.

Оператором называют специальную совокупность служебных слов, идентификаторов и специальных знаков выполняющих определенные действия. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой ";". Рассмотрим операторы Турбо Паскаля.

· Оператор присваивания: (:=)

Оператор присваивания служит для присваивания значений переменным, например: x:=1; a:=5. 02; b:= 32*a+Sin(x); S:= 'Иван Иваныч';

· Составной оператор: Begin "операторы"; End;

Составной оператор служит для записи в свое тело других операторов, последовательность которых рассматривается в данном случае как один оператор. Этим оператором начинается и заканчивается раздел выполнения основной программы, подпрограммы, функции. После последнего оператора END основной программы ставится точка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: