Основания типологии культур. Концепции классификации культур Н.Данилевского, О.Шпенглера, Г.Хофстеде. Концепция «Запад – Восток»

Уже в древнегреческой мифологии представлена первая культурно-историческая типология, отражающая самый длительный этап в развитии человечества. Согласно этой типологии, вся общечеловеческая история проходит 5 основных периодов: золотой, серебряный, медный, героический и железный век.

В 1768 шотландский философ Фергюсон выделил 3 этапа в развитии человечества: дикость, варварство, цивилизация, обосновав эволюционную концепцию культуры. В этой концепции история человечества представлена в виде развития от простого к сложному на основе общих закономерностей. Определённую оппозицию этим взглядам составили идеи локального понимания культурогенеза. Родоначальником теории замкнутых культур считают Данилевского (1871 г., Россия). Основная единица истории, по Данилевскому, - обособленный культурно-исторический тип, или цивилизация. Подобно биологическим организмам, культурно-исторические типы находятся в процессе борьбы с внешней средой, друг с другом. Данилевский выделяет 12 культурно-исторических типов – египетский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и т.д., отрицая существование единой цели в развитии человечества, некой общей цивилизации, которую тогда осуществляли с европейской. В своей книге он развивает славян в самобытный культурно-исторически тип; по его мнению, он является первым 4-ехосновным типом.

Основы:

1 – религиозная

2 – научная, творческая в искусстве, технологическая, индустриальная

3 – политическая

4 – экономическая и общинная

Другие же культурно-исторические типы, по его мнению, имеют одну или две основы, например еврейская – религиозную, греческая – художественную, римская – политическую, германо-романская – политический и научно-индустриальный характер.

О. Шпенглер «Закат Европы» - развивал идеи Данилевского, трактовал культуру как организм, который обладает целостностью, единством, и в то же время обособлен от других культурных организмов. Единой общечеловеческой культуры, по Шпенглеру, не существует. Он, в отличие от Данилевского, насчитывает 8 типов культур.

По Шпенглеру, культура есть факт пробуждения души. Душа в культуре пробуждается для самопознания, порождая прасимволы – идеальное устремление культуры, которое затем объективизируется в символе. Так, у Шпенглера греко-римская культура обладает аполлонической душой, прасимвол – чувственно явленное, отдельное, замкнутое в себе тело, символ – колонна. Западноевропейская культура обладает фаустовской душой; прасимвол – безграничное пространство как родина Фауста; символ – шпиль готического собора, вознесённый к небу. Византийско-арабская – магическая душа, мистическое настроение; прасимвол=символ – образ мира как пещеры. Египетская культура – открытые метафизические глубины; прасимвол – путь, бытие странника бредущего в одном направлении; символ – пирамида. Шпенглер считал египетскую культуру высшим типом культуры. В русской культуре душа не может оформиться окончательно; её прасимвол – бесконечная равнина, поэтому русская душа (безвольная) стремится затеряться в горизонтальном братском мире-общине (символ).

Умирая, культура трансформируется в Ц. Переход культуры к Ц, отмечает Шпенглер, есть переход к бездушному интеллекту, бесплодию, механической работе, техницизму.

Центры, которые способствуют разрушению культуры – города; именно здесь размываются традиционные основы жизни, происходит отрыв от земли; массовое переселение народа в города привело к образованию кочевников мировых столиц, не обладающих историческими корнями.

Оригинальную типологию культур предлагает Бенедикт: культуры вины и культуры стыда: ярким примером культуры вины является христианство, которое стремится к формированию чувства вины у личности, т.к. ориентирована на абсолютные нормы морали. Главные составляющие этой культуры – исповедь и искупление. Культуры стыда нацеливаются на внешние отношения; важно, чтобы недостойное поведение не стало достоянием общественного мнения.

Ясперс разработал теорию, согласно которой мировая история заключает в себе 4 периода:

1 - прометеевская эпоха: время человеческого становления

2 - эпоха великих культур древности: шумеро-вавилонская, вавилонская. индийская. египетская, китайская цивилизации: зарождение письменности, порох и проч.

3 - эпоха духовной основы человеческого бытия / осевое время: мощный духовный поворот, который основан на духовных прозрениях: Конфуций, Платон, Лао-Цзы, Гераклит

4 - эпоха развития техники: время создания принципиально новых информационных технологий, открытие новых источников энергии.

Многие историки и философы стали искать объяснения своеобразного развития не только отдельных стран и регионов земного шара, но и истории человечества в целом.
Данилевский приходит к понятию культурно-исторического типа, то есть «формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы человеческого искусства (стили архитектуры, школы живописи), как формы языков (односложные, приставочные, сгибающиеся), как проявление самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты». По его мнению только для конкретного типа (цивилизации) можно ввести понятия древней, средней и новой истории. Общечеловеческой же цивилизации просто не существует. Так в XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций. Одним из первых мыслителей, разработавших концепцию всемирной истории как совокупности самостоятельных и специфичных цивилизаций, которые он называл культурно-историческими типами человечества, был русский естествоиспытатель и историк Н. Я. Данилевский (1822-1885). В своей книге «Россия и Европа» (1871), стараясь выявить различия между цивилизациями, которые он рассматривал как своеобразные, несовпадающие культурно-исторические типы человечества, он хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени, а также сменявшие друг друга типы организации социальных образований: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилонский, 4) халдейский, 5) индийский, 6) иранский, 7) еврейский, 8) греческий, 9) римский, 10) новосемитический, или аравийский, 11) романо-германский, или европейский, к которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами. Ныне, считал он, на всемирно-историческую арену приходит русско-славянский культурный тип, призванный благодаря своей вселенской миссии воссоединить человечество.

Многие идеи Данилевского в начале XX века воспринял немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880-1936), автор двухтомной работы «Закат Европы».В своих суждениях об истории человечества, в противопоставлении друг другу разных цивилизаций Шпенглер был несравненно более категоричен, чем Данилевский. Это во многом объясняется тем, что «Закат Европы» был написан в период беспрецедентных политических, экономических и социальных потрясений, которыми сопровождалась мировая война, краха трех великих империй и революционных преобразований в России. В своей книге Шпенглер выделял 8 высших культур, перечисление которых в основном совпадает с культурно-историческими типами Данилевского (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, майя), а также предвосхищал расцвет русской культуры. Он проводил различие между культурой и цивилизацией, усматривая в последней лишь упадок, последнюю фазу развития культуры накануне ее гибели, когда творчество сменяется имитацией нововведений, их измельчанием.

Интерпретация Шпенглером как всемирной истории, так и истории отдельных составляющих ее культур-цивилизаций носит фаталистический характер. Каждой культуре отведен определенный лимит времени от зарождения до упадка - примерно тысяча лет.

принцип возникновения типологии культур шпенглер:

-принцип вероисповедания

-по расовому и этническому

- по историческим периодам (первобытное, феодальное)

-по соц. (дворянство, касты)

- соц-биол (матриархат, патриархат)

-по типу поселения (гор, сельский)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: