Типология Лотмана: семантика, синтактика и прагматика

Логика внутреннего развития культурного цикла состоит в возможностях семиозиса: обогащение коммуникативной системы.

Типы культуры:

1. Семантический – культура средневековья. Представление о том, что вначале было слово. Построен на семантизации/символизации всей окружающей действительности. Основная оппозиция – по признаку значимости/незначимости. Четко противопоставляются сферы знакового сфере незнакового, несущественного. Все, что попадало в сферу знаковости, приобретало символический смысл, реализуя оппозиции честь/бесчестие, слава/позор, вера/безверие. Все в высшей степени ритуализованно. Удар ножом, не вынутым из ножен, на Руси считался сильным позором, строгим наказанием. Ударить миской-нанести бесчестие. Символизация животных: бестиарии – описания животных, гербарии- трав, лапидарии – камней. Куртуазный мир – поклонение прекрасной даме. Погибнуть во славу королю.

2. Синтактический – эпоха Петровских реформ. Символическое значение явлений и событий отбрасывается и человек уже живет в отношении двух систем: церковном или государственном. Отсюда – практицизм деятелей системы. Символы вызывают раздражение. Петр сознательно разрушает ритуалистику двора московских царей. Средневековое поклонение иконе как знаку святости уже было нежелательно. Обожествлять икону – идолопоклонство. Молиться надо Богу, а не иконе, которая вещь средняя. Происходит переоценка полезных знаний. Десемантизация ценностей культуры, центральное место-практицизм и нужные знания. Оппозиция – старое/новое. Старое воспринимается как плохое, неценное, а новое – исполненное достоинства и существую т представления о бесконечном усовершенствовании этого нового. Потребности человека пренебрегались и признавались низменными, унизительными и объявлялись несуществующими.

3. Асемантический и асинтактический тип – субкультура русского нигилизма. Мир вещей реален и ценен, а мир знаков, стереотипов и символов – создание ложной цивилизации. Сословные барьеры и кастовые различия – ложные, подлинная ценность у непосредственных реалий: Человек в его антропологической сущности. Слово – модель лжи. Назвать что-либо словом – уличить в лживости, ненужности. Человек, запутанный в словах, теряет ощущение реальности. Европейское Просвещение. Оппозиция: естественное/неестественное. Отдельный человек имеет самостоятельную ценность вне зависимости от того, кого он представляет.

4. Семантико-синтактический – прорыв к созданию модели мира, которая представляла бы его осмысленным или единым. Примирение с действительностью как крайнее, но закономерное выражение этих настроений. Представление о мире как о некоторой последовательности реальных фактов, являющихся выражением глубинного движения духа. Это придавало всем событиям двойную осмысленность: семантическую – отношение физических проявлений жизни к их скрытому смыслу; синтактическую – отношение проявлений жизни к их историческому целому, историческому процессу. Воплощение мифов и ритуалов: важно значение каждого элемента, важны оппозиции, важны истории –нарации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: