1. фатическая (установление контакта) приветствия, поздравления, вступления о автора, от редактора
(контактно-устанавлив.)
Иногда коммуник. бесцельна,говорящ. не важна та инфо, кот он сообщает, он не стремится выразить свои эмоции или возд-ть на др. Важен ток контакт, кот может подготовить дальнейшее более содержательное общение. Язык здесь выступает в своей фатической ф-ии. Она явл. основной в приветствиях, поздравл., различн. рода дежурных разговорах. при этом собеседники чувствуют своего рода нормы допустимой глубины разговоров. Содержание и форма общения варьируется от возраста, соц. положения, взаимоотношения говорящих. Но информационная недостаточность таких разговоров не означает, что они не нужны или неважны людям или обществу. Сама стандартность и легкость разговоров помогает устанавливать контакты м-у людьми, преодолевать разобщенность, некоммуникабельность.
2. метаязыковая в ситеме, когда предметом сообщения является сам код
метосемиотическая стихи о поэзии, художник за мольбертом, фильм о киносъемках кинофильма
- отлич. от всех остальных большей логической сложностью и интеллект-ю, т.к. метаязык – это язык второго порядка, предназначен. для описания яз первого порядка. Она формир. позже всех остальных ф-ий, у соврем. Ч факты метаязык. рефлексии возможны на 3-м, 4-м году ж., обычны с 5-6 лет.Внимание в языку проявл. в вопросах о словах, их значении, звучании, в исправлении своих и чужих ошибок. Метаязыковое исп. яз. связано с трудностями речевого общения. В метаяз. комментариях люди могут оценивать слово, его уместность в речи, мотивировать свой выбор, подчеркнуть индивид. оттенки смысла (вводные слова, клише)
- реализуется во всех устных и письм. высказываниях о языке, вкл. на занятиях по языку и языкознанию, в грамм. словарях, учебн. и научн. литер-ре о языке. Метасемиотика имеет ту же структурно-семантич. модель, что и язык. МетаС - это некотор. семиотика 2-го порядка, с помощью кот. исследуется семиотика 1-го порядка.
В искусствах метаяз.ф-ию выполняют:
- произведения соответствующего искусства о данном иск-ве(стихи о прозе, поэзии)
- ср-ва записи произ-ий соответств. искусств с помощью спец. знаковых систем (ноты в музыке)
- вербальная рефлексия над соответствующ. искусствами(теория, критика, история)
3. эстетическая (поэтическая) – направлена на само сообщение с точки зрения красоты
Эстетич. отн-е к действ-ти основано не на механизме логики, а на непосредств. чувствен. восприятии объекта, иногда нерациональном. В онтогенезе эст. отн-е к знаку возникает из неск. исто-в: 1) удовольствие от мастерства (своего/др.); 2) удов-вие от узнавания, от собствен. догадки; 3) удов-вие от игры; 4) от энергет. разрядки.
Признак избытка играющих лиц значим и для 1-ых стихов ребенка и для всех видов худ. тв-ва. С этим же пр-ком эстетич. связана и праздничность, т.е. эстетическое (украшенность, порядочность, забава, радость, свобода от дел). В обл. семиотик следует различать с одной стороны Э эстет-кого восприятия отдельных первоэлементов (на картине мы любуемся только оттенками определен. цвета, в музыке завораживает конкретный переход, а не все произведение), со 2-ой стороны, б. сложн. эстет. переживания возникают на содержательных уровнях соответствующих семиотик (картина в целом).
Элементарн. эстетическое отн-е к первоэлементам ис-в (к слову, цвету, мелодии) и к их соответствиям в жизни субъективно и конкретно. Обычно оно связано с ситуацией, с т.н. контекстом (напр. м. нравиться белизна только что выпавшего снега, оттенки цвета моря, заката).
Древнейшая в истории ком.-семиот. деятельность, из кот. позже развилось эстетич. отнош-е к объектам, была синкретичной (первоначальной). Ни одна из древних семиотик не возникла из эстетич. потребности, т.е. ни в одной семиотике эстетич. ф-ция не была изначальной.
В наше время все ис-ва – это сис-ма многофункциональных семиотик (балет=танец+музыка+ИЗО). Худ. языки той или иной эпохи зависят напрямую от информ. технологий своего времени, т.е. от наличия письма, кино, радио и т.д. Развитие технологий повысило значимость эст. ф-ции конкретн. семиотик.
4. консолидирующая – мифы и религия укрепляют сообщество. Укрепление власти короля. больльщики, гос-ва с множетсвом религий
· Семиотика царской власти: печать, жезл, держава
· семиотика окружения монарха, свита
5. креативно-моделирующая постоянство времени Дали