Основные группы мифов в различных культурах

Классификация мифов. Основные группы мифов:

1. Мифы о происхождении мира, Вселенной, человека – космогонические. Существует у всех народов с развитыми мифологическими системами. Также мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти, о загробном мире и о судьбе. Разделение неба и земли, формирование трех космических зон: рай, ад, мир человека. Сотворение первой тверди, укрепление на небе солнца – посредничество между космическими зонами: раем, адом и миром человека. Посредничество через шаманов или обычных людей. Космогонический процесс и его результат – сотворенный космос. Параметры: хаос, небо и земля, солнце, месяц звезды, время, растения, животные, человек, дом, утварь, социальные отношения. Наполнение пространства конкретными объектами. Становление мира как результат последовательного введения бинарных оппозиций: небо/земля. Процесс творения – волевой акт творца, или ответ на просьбу, или случайность.

2. мифы о космических объектах: солнце, луне, звездах.

3. Мифы о животных и растениях

Животные и птицы активно участвуют в сотворении мира. Перекликаются с космогоническими мифами. Функции, в которых животные фигурируют в различных мифах:

1. Божество-демиург

2. Звериный двойник человека – это положительное значение. Двойник-оборотень, негативный герой. Примеры: царевна-лягушка, Зевс обращался в быка и змею.

3. Предок-воспитатель. Пример: кентавр вырастил Ясона, коза Амалфея выкормила Зевса.

4. Животное-шаман, колдун.

5. Тотемические животные – родоначальники, первопредки – мифология индейцев северной и южной америки. Пример: тотемы богинь и богов в древнем Египте, кошка в виде богини Баст – богини радости.

6. Даритель-помощник. Пример: серый волк с Иваном Царевичем, конек-горбунок.

7. Душа – персонификация души. Птицы, бабочки, мотыльки ассоциировали в мифологии с душами.

8. Священное животное и жертвенное животное. Христианство – агнецы, другие мифологии: петухи и куры.

9. Животное-вестник, посланник. Ворон, голубь.

· Животные также различаются аксеологическими характеристиками: животное двойник человека – положительно окрашенное, волки, оборотни-отрицательные. Одно и то же животное может выступать в положительно и отрицательной роли. Орел как вестник – положительное значение, орел из легенды о Прометее – отрицательная роль – призван терзать героя.

· Различаются по космогоническим зонам: верх – рай, низ – ад, середина – земля.

· Реальные/нереальные животные: единорог, феникс, драконы

· Гибриды: кентавр.

Растениям свойственна более поздняя мифологизация, наблюдается минимальная задействованность в тотемах.

Функции растений в мифах:

1. Священное место: священное дерево/роща.

2. Символ плодородия и вечной жизни.

3. Жилище: дупло, крона.

4. Живые существа-метаморфозы: нарцисс, гиацинт, Адонис.

5. Растения атрибуты обряда или ритуала: цветы, ветви, венок из листьев лавра. Зерна граната – капля крови Диониса. Персефона, которую похитил подземный царь, получив зерна, имела возможность возвращаться к живым существам. Ее возвращение настолько радовало ее мать, что вся земля расцветала бурными красками. Приходило время, когда ей приходилось возвращаться – наступление осени и зимы, увядание радости Деметры. – календарный миф.

Мифологизируются не только растения, но и целые сценарии, связанные с растениями. Жатва, сев, завивание первого снопа, завивание березы и т.д.

Мифологизируются отдельные части растений: цветок, плод, семя и зерно.

Символические значения отдельных растений культурно специфичны. Одно и то же растение может иметь принципиально разные значения. Береза у славян – женственность, чистота, невинность. Древние римляне: атрибут вступления консула в правление. В Шотландии – похороны. Папоротник у славян папараць-кветка, в Японии – долголетие. Дуб – более- менее устойчивая семантика – символ могущества и силы. Т,О, символизация связана с объективными денотативными характеристиками предмета.

Мифологема о древе мировом (Энциклопедия Мифов).

4. Мифы о происхождении/ введении культурных благ. Добывание огня, изобретение ремесел, земледелие, установление социальных правил и институтов, брачных обрядов и обрядов инициации. Миф о гончарном ремесле. Здесь фигурируют герои, а не боги. Боги извлекают из себя мистическим образом, производит сами. Герои же находят эти блага уже готовыми в отдаленных местах, преодолевая препятствия и трудности и отнимая эти блага у первоначальных хранителей. Герои изготавливают эти объекты как демиурги и доставляют их людям. Герой – антагонист. Близнечные мифы: мифы о двойниках и близнецах. Антагонист – брат-двойник героя, полная его противоположность, все делает наперекор. В них зафиксировано передаются из поколения в поколение технологические процессы. Наиболее распространенный миф – о гончаре и гончарном искусстве. Т.О. отражены знания о стадиях и тонкостях гончарного дела. В некоторых праобществах гончары – особая каста, они изготавливали особенные сосуды. В западной Африке гончарное дело - женское занятие, горшечница обладает сверхъестественными способностями и может вступать в брак только с кузнецом. Горшечница и кузнец – жрица и жрец, участвующие в обрядах о плодородии. Австралийские мифы – два сокола, сообщающие людям забытые брачные правила. Обряд инициации: от имени божества сообщаются правила поведения и племенной морали, в виде правил беспрекословного повиновения старшим и в области брачно-половой жизни.

5. Календарные мифы. Пересекаются с космогоническими и мифами о животных. Каляда – пример такого мифа. Наименьшая единица – сутки. Чередование дня и ночи – элементарная семантическая оппозиция света и тьмы. На основе этой оппозиции строятся все календарные мифологемы. Семантика борьбы положительного и отрицательного начала. Исчезновение/возвращение мифического героя приносившего/уносившего солнце. В египетской мифологии - миф о боге Ра. Отождествление частей дня и времен года с возрастом и циклом человеческой жизни. Эта черта универсальна для всех мифологий мира.

Антропизм – отождествление календаря с частями тела человека. Календарные мифы характерны для аграрных народов.

· Мифологемы и мифологические мотивы чрезвычайно значимы для общественного/индивидуального сознания/подсознания, они постоянно актуализируются в бытовом поведении. Очень активно используются в определенных коммуникативных сферах: реклама и публицистика.

· мифы значимы для анализа языка и художественной литературы

· анализ мифов чрезвычайно плодотворен для реконструкций древней картины мира как основы современного национального менталитета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: