Семиотика поведения
Поведение – сложнейший социо-культурный феномен, включающий ряд компонентов.
10 разделов невербальной семиотики:
1. Паралингвистика – наука о звуковых кодах невербальной коммуникации.
5 параметров:
1. скорость речи: оживленная манера, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника и уверенности в своих силах. Спокойная манера – невозмутимость, рассудительность и основательность говорящего. Заметные колебания в скорости речи показатель недостатка уравновешенности, неуверенности, легкой возбудимости говорящего.
2. Громкость речи. Большая громкость – искренние побуждения, самодовольство, авторитарность. Малая громкость – сдержанность, скромность, такт, нехватка жизненной силы, физическую слабость человека. Заметное изменение в громкости свидетельствует об эмоциональности и волнении собеседника. Выделяют тихие и громки культуры. Американцы – слишком громкие.
3. Артикуляция. Ясное и четкое произношение – внутренняя дисциплина, потребность в ясности. Неясное, расплывчатое – уступчивость, неуверенность, вялости воли.
|
|
4. Высота голоса. Фальцет присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос – признак повышенной естественной эмоциональности. Высокий пронзительный – признак страха и волнения.
5. Ритм речи. Ритмичное говорение – богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго-циклическое говорение – напряжение воли, дисциплина и педантичность. Угловато-отрывистая манера – выражение трезвого и целесообразного мышления.
2. Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых в коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств. Предложен для изучения общения посредством движения тела. Кины- мельчайшая единица движения, из которых складывается динамическая составляющая поведения. Элементы:
· жесты
· мимика
· позы
· походка
Эти элементы имеют
· физиологическое происхождение: зевота, потягивание
· социокультурное происхождение: широко раскрытые глаза и сжатый кулак – знак победы.
Произвольные/непроизвольные элементы кинесики.
Жесты
Физиологичные жесты – жесты адаптеры. Но большая часть жестов конвенционально обусловлена.
Группы жестов:
1. иллюстраторы – описательно-изобразительные и выразительные жесты. С их целью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания, они сопровождают разговор, подробно раскрывая его содержание. Усиливаются, когда увеличивается энтузиазм, или, когда кажется, что слушающий не понимает говорящего. Собственно знаки и квази-знаки.
|
|
2. конвенциональные жесты – эмблемы. Используются при приветствии, прощании, запрещении, приглашении. Эти жесты могут быть переведены в слова, употребляются сознательно, являются условными движениями – собственно знаки.
3. модальные жесты. Жесты одобрения, неуверенности, незнания, раздумья, восторга, удивления. Выступают в сочетании с мимикой. Выражают эмоциональное состояние человека, оценку и отношение к предметам и людям. Сигнализируют об изменении активности субъекта – собственно знаки и квази-знаки.
4. жесты, используемые в различных ритуалах. Креститься, проводить ладонями по лицу, раскачиваться – ритуальные жесты – собственно знаки.
Мимика – изменение выражения лица человека, которое можно наблюдать в процессе общения. Важнейший элемент невербальной коммуникации.
Поза
Положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Наименее подконтрольная сознанию форма невербального поведения.
Тппы поз:
1. включения/исключения из ситуации: открытость/закрытость для контакта. Закрытость: скрещение рук на груди, сцепленные в замок пальцы, отклонение спины назад. Готовность к общению – туловище наклонено вперед.
2. доминирование/зависимость: Доминирование – нависание над партнером, похлопывание по плечу, рука на плече собеседника. Зависимость – взгляд снизу вверх, сутулость.
3. противостояние/гармония: противостояние – сжатые кулаки, руки в боки, выставленное вперед плечо. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.
Позы различаются не только в разных культурах, но и в разных социальных группах.