Частные семиотики. Семиотика мифа

Мифология существовала практически у всех народов мира и научный подход к изучению мировых религий, показал, что все они наполнены мифами. Мифология – источник разных форм искусства. Мифотворчество – важнейшее явление культуры человечества.

В современных антропологических и семиотических трактовках миф не примитивная легенда или сказка, а сложнейшая и интереснейшая система мировоззрения. Важнейший механизм аккумуляции и трансляции культурной информации, который сформировался на заре человеческой истории у всех народов мира.

Миф – очень своеобразная символическая система, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир. Миф – это субстрат всей современной культуры.

Специфика мировоззрения, миро- и самопознания, зафиксированная в мифе как в особой знаковой системе:

1. диффузность, нерасчлененность первобытного мышления, невыделенность человеком себя из окружающей среды, природной и социальной среды. Это проявляется в большом наличии зоо-антропоморфных существ, когда человек может превращаться в животное, когда человек является получеловеком-полуживотным (оборотни, кентавры). Космос – живой великан, из частей которого может быть создан мир. Тотемические предки – зоо-антпропоморфная природа. Болезни – чудовища, поедающие людей. Боги связаны семейно-родственными отношениями. Неотчетливое разделение в мифологическом мышлении предмета и знака, вещи и атрибутов.

2. тотальная антропорфизация мира. Небо – отец, земля – мать. Деметра – богиня плодородия. Мифологический образ змеи в иранской и славянской традициях. все сущности имели человеческое обличье. Рождение человека –выделение из ряда других человекоподных существ. Персонификация грома и молнии: божества, состязающиеся между собой, пророк Илья. Персонификация солнца: колесо, излучающее свет, в виде юноши Атона.

3. недифференцированность реального и сверхъестественного – рождение Афины из головы Зевса – отражается период патриархата: Зевс может родить себе дочь. Мифы о короле Артуре- кельтская традиция, наличие реального прототипа, темы и мотивы кельтской мифологии. Мифологема о Артуре как о правителе мира. Атилла – гуннский король – германский эпос. Реальный прототип. наделенный мифическими свойствами.

4. замена причинно-следственных связей логикой прецедента – так было всегда и так будет вечно. Действует принцип поклонения древности, согласно которому человек должен ориентироваться на образцы, созданные богами или героями в далеком прошлом, на заветы, оставленные предками.

5. противопоставление мифологического(сакрального) и настоящего (эмпирического). Время мифическое – время первопредметов, перводействий и первотворений; универсальный источник не только первообразов, образцов, но и магических духовных сил, которые, будучи активизированы ритуалами, продолжают поддерживать установленный порядок в природе и в обществе. События мифического времени – многократно воспроизводятся в ритуалах. В более поздних мифологиях характеристика мифологического времени конкретизируется (золотой век, эпоха хаоса).

6. комбинация нарративного и регулятивного компонента – миф – это не только система описывающая мир, но и система запретов и предписаний. Миф – действительность, влияющая на судьбы мира и людей.

7. неразрывная связь с обрядом и ритуалом – обряд трупосожжения- наиболее легкий способ помочь душе достичь небесного царства. В основе обряда – миф о Совии. Миф и обряд в древних культурах составляла мировоззренческое и функциональное единство, и были аспектами первобытной культуры. Миф-обряд: словесный и действенный, теоретический и практический. Обряд первичен. Обряд – самая устойчивая часть религии. Связанные с ним мифологические представления изменчивы, нестойки. Сочиняются новые мифы, которые должны объяснить обряд, первоначальный смысл которого забыт. Повторная мифологизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: