В период неустановившегося движения машины в момент упругого замыкания зазоров в линиях приводов возникают большие динамические нагрузки. Рассмотрим двухмассовую систему (рис. 21), в упругом звене которой показан суммарный приведенный зазор линии привода (рад.).
Рассмотрим случай, когда якорь двигателя начал поворачиваться, а ведомая масса I2 остается еще некоторое время неподвижной, пока не выбран зазор линии .
Уравнение движения якоря двигателя
. (184)
При нулевых начальных условиях и постоянном пусковом моменте M1 решение имеет вид
. (185)
При равномерно ускоренном вращении якоря двигателя его скорость в конце выбора зазора равна
. (186)
После замыкания зазора система превращается в двухмассовую и дифференциальные уравнения имеют вид (133), в результате решения которых получаем
, (187)
, (188)
где
.
Начальные условия для пускового периода: , , .
Тогда
, .
Подставив значения A и B в (187) и (188), получим
, (189)
. (190)
Момент в упругом звене линии привода в период соударения масс равен
. (191)
Первая составляющая в формуле (191) не зависит от зазоров в системе, поэтому рассмотрим составляющую от упругого удара в зазорах
. (192)
Подставив значение скорости якоря двигателя w3 (186) в (192), получим с учетом :
. (193)
Амплитуда дополнительных динамических нагрузок от упругого удара в зазорах нарастает в зависимости от величины зазора по параболической кривой.
На рис. 22 показан качественный характер изменения коэффициента динамичности от величины суммарного приведенного зазора .