Вал, вращающийся со скоростью w, выведен из состояния равновесия возмущающей силой (импульсом силы).
При этом возникнут следующие деформации этого вала:
-
– упругий прогиб вала;
-
– деформация опор.
Кроме этого, следует учесть и наличие эксцентриситета вала ye. В результате центр тяжести массы m будет вращаться на расстоянии
от первоначального (идеального) положения оси вала 0-0 (рис. 23).

Рис. 23. Вал с одной массой
На вал будут действовать две противонаправленные силы – центробежная сила и сила упругости.
Центробежная сила равна
, (194)
а сила упругости изогнутого вала
. (195)
В результате можно выделить три возможных ситуации:
– вал вернется в положение равновесия;
– критическое состояние;
– неуправляемый рост деформации вала до разрушения.
Рассмотрим ситуацию
, которой соответствует критическая скорость вращения
.
В результате преобразований из равенства уравнений (194) и (195) получим
, (196)
где
– собственная частота колебаний системы.
Если не учитывать эксцентриситет (
) и деформацию опор (
), то из (196) найдем
. (197)
Это явление называется резонансом системы.
В свою очередь
и
,
где
– возмущающая сила,
c – жесткость вала,
– жесткость опор.
Тогда
. (198)
Рассмотрим частный случай, когда не учитывается деформация опор (
). Тогда из формулы (196) получим
. (199)
Характер деформации вала в зависимости от скорости его вращения показан на рис. 24. Видно, что согласно формуле (199), прогиб вала yУ по мере приближения w к wК растет и при
становится равным
. В закритической области
наблюдается самоустановка вала с
.
Для перехода через критическую область
применяют демпфирующие устройства, позволяющие уменьшить wС за счет снижения жесткости системы c.






