Биолого-антропологическое направление

Его основные представители – М. Шелер, А. Портман, Х. Плеснер, А. Гелен. Данное направление основывается на предположении о том, что с биологической точки зрения человек оказывается «недостаточным существом», незавершенным и неспециализированным. Считается, что недостаточность развития определила те новые ответвления в жизни, которые начались с человека. Человек характеризуется «неспециализированностью органов», отсутствием «инстинктивных фильтров», незащищенностью от напора окружающей среды. В результате такой незащищенности мирооткрытость становится ведущим принципом связи с окружением. Появляется особая позиция человека в отношении не просто к среде, а к миру. Он видится существом, способным приспособиться к любой среде, более того, перейти из одной среды в другую, способным стать «под миром», занять эксцентричную позицию.

Органическая неоснащенность компенсируется духом – внежизненным началом. Кроме того, у человека в результате биологической неспециализированности сформировался особый практический интеллект, с помощью орудийной деятельности он стал приспосабливать природу к себе, создавать собственную среду обитания – мир культуры, сделав его природной основой жизни.

Мирооткрытость и эксцентричность заставляют человека искать центр своего существования как бы вне себя, делая себя существом многомерным, т. е. нуждающимся во множестве «других», «другого», «ты». Человеческая духовность, иначе говоря, предполагает общение, связь с людьми, общность «мы».

Таким образом, согласно данной концепции, биологическая недостаточность необходимо предполагает деятельную активность, связь с миром, с другими людьми, духовность, воплощенную в культуре. Сама культура с этих позиций понимается как необходимое порождение инстинктивно-витальной сферы человека. Из инстинктивно-витальных основ выводится и человеческая этика, и право, и социальные институты. Социальные институты строятся в соответствии с полуинстинктивными формами поведения и должны, учитывая биологическую природу человека, мягко регулировать жизнь, исходя из принципа жизненного благополучия. Они обеспечивают стабильные нормы общежития и восполняют недостаточность инстинктивной оснащенности человека. Поэтому они нуждаются в бережном к ним отношении, не разрушая и не придумывая новых. Пренебрежение к этим институтам, считают сторонники этих взглядов, опасно, поскольку сдерживающих чисто культурных факторов якобы нет, и жестокость может принять самые безудержные формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: