Глава X. Общество

Человек и общество. Понятие и структура общества. Проблемы развития общества. Человек и история.

Социальность есть коренное условие бытия человека, поэтому она постоянно производится и воспроизводится самими людьми, Как это происходит? Свой вариант ответа на этот вопрос предлагает религия. Она рассматривает переход Адама и Евы к земной жизни, где им приходится рожать и воспитывать детей, обрабатывать землю и питаться ее плодами, как результат грехопадения и последующего изгнания из рая. То же бремя социальности несут на себе потомки Адама.

Рациональный ответ на этот вопрос был получен далеко не сразу. Он связан с открытием противоречивой взаимосвязи человека и общества. Любые человеческие действия, направленные на удовлетворение естественных потребностей, изначально имеют совместно-разделенный характер. Они включают многоаспектные связи людей: психологические, языковые, культурные, экономические. Взаимные целесообразные действия, ведущие к общему результату, дают эффект умножения индивидуальных сил и возможностей. Таков феномен социальной организации, возникшей вместе с простейшими формами кооперации деятельности первобытных людей.

Общество, по существу, и есть такая всеобщая социальная организация, построенная на взаимнополезной деятельности людей. Основные структуры общества представляют собой не что иное, как формы деятельности, общения, самореализации людей, Взаимодействие людей является необходимым и существенным условием как их индивидуального бытия, так и бытия общества. Оно включает как биологическое взаимодействие полов, необходимое для воспроизводства самих людей, так и исторически изменчивые формы хозяйственного, политического и духовного взаимодействия.

Однако в обществе действуют большие массы людей. Это обстоятельство, а также многоступенчатая природа социальной организации (семья, коллектив, социальная группа, слой, класс и т. д.) зачастую стирают индивидуально значимые эффекты человеческих усилий. Посредником в отношении человека к самому себе и результату своей деятельности выступает весь огромный массив общества. Возникает противоречие человека и общества, имеющее множество форм своего проявления. Чаше всего оно воспринимается как безразличие общества (государства) к человеку, а также как наступление на его права.

Проблема отчуждения, т. е. превращения результатов деятельности людей, например, социальных институтов, во враждебную им и господствующую над ним силу, вот уже два века занимает важное место в антропологии и социальной философии. Предлагались различные способы ее решения.

Например: Л. Фейербах – отказ от христианства и создание религии самого человека. К. Маркс – уничтожение частной собственности на средства производства. Однако при всей радикальности эти средства вряд ли могут привести к решению проблемы. Только глубокое и осторожное проникновение в механизмы общественной жизни, а также структуру индивидуального бытия человека может подсказать способы преодоления наиболее болезненных форм отчуждения, поразивших человечество ХХ века: наркомании, беспринципной жажды власти, экологического кризиса, потери смысла жизни и т. п.

Возникшая в середине XIX века социально-философская наука постоянно уточняет понятие общества. Над ним работают как философы, так и социологи, рассматривая его под различными углами зрения. В социальной философии исходным понятием при объяснении природы общественной жизни является понятие деятельности. Такова многовековая традиция, у истоков которой стоял еще древнегреческий философ Демокрит. Он зафиксировал очевидное: нужда и естественные потребности привели людей к тому, что они, не довольствуясь дарами природы, научились изготовлять и применять орудия труда, строить жилища и т. д.

Эмпирически общество, безусловно, и представляет собой совокупность основных видов человеческой деятельности, направленной на поддержание и воспроизводство жизни.

Понятие общества предполагает и нечто большее, чем просто виды деятельности. Общество, всегда существуя в совокупности людей, вместе с тем, отличается от этой совокупности. Оно есть целостное и упорядоченное множество реальных связей и отношений больших масс людей. Если бы люди задались целью создать идеальное общество, у них, скорее всего, ничего бы не вышло. Не только потому, что они оказались бы в положении лебедя, рака и щуки, не смогли бы договориться о распределении власти и собственности, ответственности и т. д. Прежде всего, потому, что возникающие в процессах совместной деятельности людей связи обладают свойством самоорганизации.

Общество можноопределить как совокупность общественных отношений. Общественные отношения имеют устойчивый характер и оказывают влияние на характер деятельности людей. В этом проявляется объективность общественных отношений. Они выступают как объективные условия бытия людей, проявляются как экономические, социальные, политические интересы социальных групп. Деятельность людей, являясь источником их формирования, является также источником их изменения.

Важным достижением социальной философии XIX-XX в.в. было понимание общества как системы.Свойвклад в развитие учения об обществе как системы внесли О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер и др. Общество является совокупностью множества частей и элементов, которые тесно связаны друг с другом и постоянно взаимодействуют. Поэтому общество представляет собой органическое целое. От систем, существующих в природе, общество отличается множественностью составляющих его элементов, подсистем (частей), их функций, связей и отношений, а также разнокачественностью образующих его элементов, среди которых есть как материальные, так и духовные. Основным элементом общества является человек, социальный субъект, обладающий активностью и свободой выбора форм и способов своей деятельности, социального поведения. Это придает развитию общества черты определенности, непредсказуемости. Подтверждением этого являются существенные различия в истории отдельных обществ.

Всякая социальная система обладает устойчивой структурой, внутренней упорядоченностью своих частей, соотношением иерархических уровней своей организации. В качестве структуры выступает, прежде всего, совокупность общественных отношений, а также сложившихся на их основе социальных групп, социальных институтов и организаций, закрепляющих и регулирующих эти отношения. Например, институт собственности, государство и т. д.

Социальная система имеет объективную, прежде всего, природную основу. Она возникает и развивается под воздействием объективных факторов, независимо от воли и желаний людей или сознания познающего ее субъекта. К объективным социальным факторам относятся материальные потребности и интересы людей, способы и средства их взаимодействия с природой ради производства материальных благ. По своей сути общество есть обособившаяся часть природы. Оно унаследовало от природы такие общеприродные свойства, как наличие в социальной системе собственных законов функционирования и развития, а также способность к самоорганизации, обеспечивающую ей выживание и развитие.

Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. При этом общество, как и все системы высшего типа – органические системы - обладает свойством сохранять постоянство своей внутренней среды, т. е. определенную структуру, элементарный состав.

Общество является активной стороной в отношениях с природой. Оно включает в свой состав социоприродную подсистему, элементами которой является народонаселение и природная среда.

Народонаселение – это непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Оно является непосредственной предпосылкой и субъектом всего общественно-исторического процесса. Состояние и темпы развития общества в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, половозрастная структура, темпы роста и др. Наряду с этнической структурой общества народонаселение тесно связано с биологической составляющей человеческой природы.

Природная среда (географическая среда) – часть природы, с которой общество непосредственно взаимодействует на данном отрезке своей истории. Ее особенность состоит в том, что под активным воздействием общества все естественные процессы в нейпроисходят не только целенаправленно, но зачастую и ускоренно. Нарушая стабильность природных систем, общество получает непредвиденные результаты в виде экологических проблем. Природная среда оказывает многостороннее влияние на жизнь общества. От нее зависят особенности разделения труда, его производительность, темпы экономического развития, инфраструктура производства. Она влияет также на характер социально-политического устройства, духовную жизнь общества, например, на искусство, а также накладывает печать на социально-психологический облик общества людей, на так называемый менталитет. Таким образом, взаимодействие общества и природы имеет две стороны: активное воздействие общества и ответное воздействие природы. То же можно отнести и к народонаселению, к особенностям и темпам его воспроизводства.

Собственно социальная сфера общества включает в себя следующие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Традиция их выделения сложилась еще в науке XIX века. Они представляют собой также основные сферы общественной жизни, или основные сферы жизнедеятельности людей. Каждая из них обладает собственной структурой и законами. Законы отдельных подсистем, как и законы общества в целом, имеют объективный характер. Они не устанавливаются и не отменяются людьми, не зависят от их воли и сознания. В этом они подобны законам природы. Но в отличие от последних законы общества реализуются через деятельность людей. Именно действия больших масс людей, безразлично, стихийные или сознательные, образуют ту сеть взаимодействий, в которой складываются устойчивые, повторяющиеся связи сторон и явлений общественной жизни, т. е. законы. Юридические же законы представляют собой правовые установления, регулирующие деятельность людей, социальных групп, институтов, т. е. социальных субъектов. Они принимаются, как и отменяются, сознательно. Объективные законы некоторых сфер общества являются предметом исследования социальных наук: экономики, политической науки, социальной психологии и т. п.

То, что общество, как и основные его сферы (подсистемы), объективно, реально, одновременно и облегчает, усложняет его изучение. Многокомпонентность социальной системы еще в XIX веке породила споры среди социологов: какую сферу деятельности людей рассматривать как ведущую и, следовательно, обусловливающую (детерминирующую) характер других. Основоположник социологии О. Конт и его последователи считали таковой интеллектуальную (духовную) деятельность людей и ее воплощение – науку. Основоположник социальной философии К. Маркс рассматривал в качестве основополагающей материально-производственную деятельность людей. Именно в совместной производственной деятельности, по его мнению, складываются те объективные, не зависящие от сознания людей материальные отношения (базис), которые как закон определяют отношения: социальные, политические и духовные (надстройка). «Общественное бытие определяет общественное сознание» – такова по Марксу формула материалистического понимания общества. Общество как целостный социальный организм есть продукт взаимодействия всех сфер общественной жизни.

Материальное производство в современном обществе остается важнейшей сферой, подсистемой общественной жизни. Общественный характер труда находит отражение в совокупности таких понятий, как производительные силы, производственные отношения, способ производства материальных благ. Все они имеют конкретно-исторический характер. Производительные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. Они включают субъективные (люди, их знания, трудовые навыки) и вещественные компоненты (средства труда, предметы труда – средства производства). Производственные отношения – отношения между участниками производственного процесса как социальными субъектами. Они включают отношения собственности на средства производства, характер обмена деятельностью в процессе производства (руководители – исполнители), а также отношения распределения произведенного продукта. Производственные отношения и производительные силы образуют способ производства материальных благ, т. е. производственно-экономическую структуру определенногообщества: первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического.

В настоящее время философия активно интересуется не только объективными проявлениями производственной деятельности людей, но и хозяйствованием как особым типом деятельности. Она изучает компоненты процесса хозяйствования (принятие решений, их реализация и т. д.), его эволюцию, цивилизационные типы (Восток, Запад) и др.

Социальная подсистема занимает особое место среди компонентов социального организма. В каком-то смысле она равна всему обществу. Она содержит в себе то, что называют социальной структурой – совокупность социальных групп, образованных по различным признакам: этническим, демографическим, профессиональным и т. д., а также их связей. В нее также входит совокупность социальных институтов.

Этническая структура общества включает такие первоначальные социальные общности, как род и племя в доклассовом обществе, народность и нация в классовом, сложно структурированном. Род и племя основаны на кровнородственных связях и представляют разные ступени развития первичной общности людей.

Народность и нация основаны, соответственно, на территориально- экономических связях, могут складываться из разных этнических групп и рас. Для них характерны общность языка и культуры.

Демографическая структура обусловливает экономические возможности общества такими факторами, как плотность населения, половозрастная структура, темпы роста, миграционная подвижность и т. д.

Поселенческая структура (пространственная организация общества) непосредственно зависит от общественного разделения труда, цивилизационных особенностей общества. Основными типами поселения являются город и деревня.

Классовая структура общества своим основанием имеет различное положение людей в системе общественного производства, также связанное с разделением труда и различными формами собственности на средства производства. Часто основной причиной существования классов называют частную собственность. Классовая структура характеризуется различием, часто противоположностью, экономических, социальных, политических интересов людей, приводящей к классовой борьбе. Особую роль в классовой структуре играют правовые отношения, фиксирующие и регулирующие эти интересы. Помимо классов в докапиталистических обществах существовали такие социальные группы, как сословия, а на Востоке – касты. Сословия характеризуются закрепленными в обычаях или законах или передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Так, недавно в Англии отменили привилегию пожизненного членства в палате пэров представителей семей аристократии. Для каст характерна замкнутость и специфические передаваемые по наследству функции. Например, каста жрецов.

Помимо отмеченных структур существует деление общества на слои (стратификация) на основе других признаков: места проживания, уровня доходов и т. д. Все выделенные социальные группы являются социальными субъектами, выступают как носители общественных отношений.

Политика есть сфера отношений между классами, нациями и другими значительными (или влиятельными) социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства. Она является также сферой межгосударственных, межнациональных отношений. В развитом обществе интересы этих социальных групп, как правило, представлены партиями или другими подобными организациями.

Политическая подсистема общества возникает вместе с таким социальным институтом, как государство. Она включает в себя собственно политические институты (государства, партии), политические и правовые нормы (конституции, законы, законодательные акты и др.), политическое сознание (взгляды на государство и его устройство, политические теории и др.). Политическая подсистема, концентрируя в себе функции управления обществом, является ведущей по степени активности и затратам энергии социальных субъектов. Политика – одна из самых значимых форм проявления их интересов.

Духовная подсистема представляет собой сферу формирования и реализации духовных потребностей общества. Это область проявления специфического качества человека – духовности, его способности осмысливать и оценивать собственное бытие. Духовная жизнь – важнейшая область самореализации людей. По аналогии с материальным производством – производством вещей – духовная жизнь общества характеризуется производством идей, или духовным производством.

Продуктом этого производства является общественное сознание, многокомпонентная духовная система, включающая различные формы и уровни. Структурной особенностью духовной подсистемы является отношение индивидуального и общественного сознания. Последнее по характеру является массовым, выражающим взгляды и настроения больших социальных групп. Оно включает общественную психологию и идеологию, т. е. соответственно, эмоционально окрашенное понимание и оценку явлений общественной жизни и связанное с ними систематизированное и теоретически обоснованное выражение определенного социального интереса. Субъектами идеологии являются, как правило, большие социальные группы, которые через своих представителей – идеологов формируют определенное видение действительности, а также формулируют свои цели и задачи. Духовная подсистема выполняет функцию самопонимания, самоосмысления общества и служит целям саморегуляции и оптимизации социальной системы в целом.

Общество как структура и как процесс – две стороны, два аспекта одной и той же реальности. В этом смысле деление на статику и динамику условно. Основой, как существования, так и изменения общества является человеческая деятельность. Динамика общества рождается из столкновения опредмеченной, овеществленной деятельности (в виде материальных благ, социальных институтов и общественных отношений) и живой деятельности, выражающей потребности людей. Совокупность последовательных, направленных изменений в любой сфере общества, как и природы, носит название развития. Отсюда развитие экономики, политической и духовной жизни. Однако развитие общества – это не просто сумма изменений в его подсистемах. Сферы общественной жизни находятся в процессе постоянного взаимодействия. Изменения в политике и управлении обычно преследуют экономические и социальные цели, изменения в духовной жизни нацелены, как правило, на изменение человеческой жизни вообще и т. д. Поэтому результат взаимодействия социальных подсистем является достаточно неопределенным и зависит, в конечном счете, от совокупности объективных условий, в которых протекает жизнедеятельность людей. Если деятельность людей, или субъективный фактор – это фактор изменений, то совокупность объективных условий – это фактор стабилизации и показатель того, какие изменения в обществе возможны.

Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора – важнейшая закономерность общественного развития. Субъективный фактор обладает сложным содержанием. Он включает труд, знания, умения, физические, умственные и нравственные силы людей, а также зависть, честолюбие, тщеславие и т. д. Субъективный фактор обладает относительной самостоятельностью, продуктивной силой воздействия на ход истории, особенно в периоды нестабильности общества, крутых поворотов в его истории. В таких ситуациях резко возрастает также значимость деятельности отдельных личностей, способных организовать и вести за собой массы.

Субъективный, фактор динамичен, подвержен колебаниям, способен служить фактором как созидания новых социально-экономических условий, так и разрушения существующих, как ускорения развития общества, так и его торможения. XX век продемонстрировал резко возросшие возможности масс влиять на ход истории, а также рост возможностей политиков манипулировать настроениями людей.

Общей закономерностью развития общества является возрастание роли субъективного фактора в истории. С этим связано ускорение темпов общественного развития, возрастание доли интеллектуального труда в совокупном труде общества и др. Это вовсе не означает отмены объективных законов развития. Однако их действие не однозначно, как полагал механистический детерминизм, и не является непреодолимым роком, как учил фатализм. Развивающаяся деятельность людей как объективный процесс всегда несет в себе целый спектр возможностей, заданных объективными условиями. Дело человеческого разума и воли – выбрать и реализовать наиболее оптимальную из них, не допуская волюнтаризма и субъективизма, т. е. пренебрежения объективной логикой развития.

Поскольку в истории действуют социальные законы, встает вопрос о направленности развития общества. В обыденном сознании воспринимается как вопрос о цели общественного развития. Поскольку история не является разумным существом и никакое разумное существо, как полагают мыслители и доказывает опыт, ею не руководит, такая цель вряд ли существует. Социальные субъекты, ставящие какие-либо цели в своей общественной деятельности, всегда вынуждены согласовывать их с объективными условиями. Особо проницательные умы способны увидеть не только ближайшие последствия действий субъективного фактора, но и отдаленные. Однако пока история не сделана, конечный результат предвидеть нельзя.

Проблемой направленности человеческой истории занимается философия истории, которая изучает движущие силы общественного развития. Термин «философия истории» введен в XVIIIвеке Вольтером, видевшим в истории творчество самих людей. До Вольтера итальянский мыслитель Д. Вико рассматривал историю как объективный и закономерный процесс циклического характера, обусловленный деятельностью людей. Понятие цикла играет важную роль в социальных науках, так как многие процессы общественной жизни носят характер воспроизводства: экономические, демографические и др. Выделяют два класса циклических изменений: системно-функциональный и исторический. Системно-функциональные циклы в развитии общества обеспечивают его стабильность существующей структуры, социальных институтов. Воспроизводятся устойчивые формы деятельности социальных субъектов. Часто, особенно в условиях геополитической изоляции (Китай), такие циклы становятся основной формой развития. Ее часто отождествляют с застоем. Исторический цикл представляет собой генезис и распад социальной системы, что также имеет место в истории (Римская империя).

Господствующее, место в исторической действительности занимают линейные процессы. Их особенностью является переход к новым качественным состояниям при сохранении их генетической связи и преемственности со старыми. Такие процессы характерны для европейской экономики Нового времени (развитие капитализма), политической жизни (развитие демократии) и др. Линейный тип динамики общества носит название прогресса. Идея прогресса занимала центральное место в европейской философии истории. Ее представители - Кондорсе, Тюрго, Гегель, Маркс и другие выражали идею неуклонного поступательного движения европейской цивилизации. Многие из них, в особенности диалектики, понимали противоречивый характер прогресса.

Прогресс представляет собой поступательное движение системы, движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Прогрессивное движение системы имеет неравномерный характер, может захватывать не только систему в целом, но и отдельные ее элементы. Прогресс одних компонентов может осуществляться за счет других (развитие индустрии в СССР за счет сельского хозяйства). Наконец, линейное движение общества может иметь не только восходящую линию, но и нисходящую – регресс, движение от высшего к низшему. При этом регресс не означает возврата к уже пройденным ступеням развития. Всякое развитие, и прогрессивное, и регрессивное, необратимо. Прогресс в движении общества обычно сочетается с регрессом в ряде его сторон. Так, небывалый прогресс в развитии техники и технологии конца ХХ века сопровождается упадком культуры, нивелировкой личности, торжеством бездушных стандартов во всех областях жизни. Сторонники концепции прогресса выдвинули и обосновали различныё критерии прогресса. Гегель считал критерием прогресса прогресс в сознании свободы. Маркс выдвигал в качестве основного критерия прогресса уровень развития производительных сил общества. Современные социологи называют такие критерии, как степень человеческой свободы, уровень благосостояния, качество жизни.

Действительный характер социального процесса, безусловно, не линейный. Понимание этого приводит ряд специалистов к отрицанию прогресса вообще. Прогресса нет, говорят они, есть только изменение. В действительности, на различных отрезках истории обнаруживаются различные линии прогресса. В целом же исторический процесс является противоречивым единством разных форм развития: цикличности и линейности в двух ее основных аспектах. Часто в качестве формы развития называют также спиралевидность. Подразумевается возможность повторения на новых уровнях развития некоторых черт и форм уже пройденных ступеней развития, как бы возврат к старому. Теоретическим обоснованием такого понимания развития является диалектический закон отрицания отрицания, открытый Гегелем.

Понятие истории неоднозначно. Наука история рассматривает свой предмет как завершенное бытие людей, представленное в материальных следах их деятельности, в памятниках культуры. Поэтому она имеет дело преимущественно с прошлым. В социальной философии под историей понимается объективный процесс развития общества во всех его временных аспектах: прошлом, настоящем и будущем. При этом она рассматривает его, в отличие от истории, не только с точки зрения развития объективных социальных форм, т. е. экономических, политических и т. п. отношений или системы в целом. Для нее история представляет собой процесс деятельности людей, развертывающий во времени социальные и культурные формы их бытия. Понимание механизма истории, т. е. органической связи деятельности людей и объективных структур общества, является средством, как для объяснения настоящего, так и для рационального постижения будущего. Одновременно оно является также и руководством для практических задач управления обществом, или «корректирования» истории. Несмотря на ошибки на этом пути, альтернативы у человечества нет.

Человеческая составляющая (истории) всегда находилась в центре внимания философии истории. С ней связан и чрезвычайно актуальный вопрос о смысле истории. И. Кант, например, ожидал от философии истории «открытия утешительных перспектив на будущее», когда «человеческий род достигнет, наконец, того состояния, когда все его природные задатки смогут полностью развиться и его назначение на земле будет исполнено».

Мыслители Нового времени верили в то, что ход истории непосредственно зависит от доброй воли самих людей или правителей, от степени их разумности и нравственности. В противоположность этому Г. Гегель утверждал, что «справедливость и добродетель, неправда, насилие, таланты и их деяния, мелкие и большие страсти, вина и невинность, великолепие и индивидуальной и народной жизни, счастье и несчастье государств и единичных лиц» и т. д. хотя и имеют ограниченное значение, все же «всемирная история находится вне этих точек зрения»... «Она есть не что иное, как формирование духа в образе происходящего». Тем не менее, человеческого содержания истории он не отрицал: «Во главе всех действий, следовательно, и имеющих всемирно-историческое значение, стоят индивиды (в качестве осуществляющих). Они выступают как живые воплощения – субстанционального деяния мирового духа».

Рассуждения Гегеля приводят к парадоксальному и поныне встречающемуся выводу: люди делают историю, но неосознанно, и не для себя, и даже не для последующих поколений. При этом ближайшие, непосредственные результаты их деятельности совпадают до известной степени с их целями, а отдаленные результаты не совпадают вовсе. В органической природе можно подыскать параллели: нефть является не целью, но побочным продуктом жизнедеятельности бактерий, кислород – побочный продукт жизненного цикла растений. Можно ли согласиться с такой аналогией? Или правы те, кто считает историю осуществлением высших человеческих ценностей: свободы, счастья, равенства?

Понимание смысла истории существенным образом зависит от понимания места человека в мире. Древние религиозно-мистические учения понимали мир как арену борьбы безличных враждебных начал: добра и зла, света и тьмы. Близка к ним и христианская концепция грядущего торжества божественного начала над «диаволом», которое знаменует конец всякой истории. Человек при этом является скорее пассивным участником этой вселенской битвы и по мере сил должен помогать силам добра, так как ареной битвы является его душа. Неортодоксальные христианские концепции, например, Н.А. Бердяева, делают человека не только соучастником мирового процесса, но и решающей фигурой, ибо от его выбора, от направленности еготворчества к добру или пороку зависят конечные судьбы мира.

Рациональный ответ на этот вопрос состоит в признании безусловного диалектического тождества человека и общества. Мировая история, как и ее составная часть – история человечества – есть уравнение со многими неизвестными. Однако восходящая линия развития общества предполагает совершенствование основных его структур, общественных отношений, институтов, следовательно, и коренных условий человеческой деятельности, и бытия людей в целом. Человеку в борьбе за осуществление своей свободы всегда придется преодолевать сопротивление «материала» - своей собственной унаследованной от предыдущих поколений природы и самой социальной действительности. Процесс этот всегда чреват драмами и катастрофами для обеих сторон. Сведение их к минимуму, утверждение в человеке и обществе начал культуры, борьба с проявлениями варварства, достижение гармонии с природой – достаточное количество задач для того, чтобы история людей обрела и смысл, и цель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: