Глава IX. Человек в информационно-техническом мире

Понятие техники и информации. Научно-технический прогресс: особенности и этапы. Человек и информационное общество.

Состояние современного мира таково, что его дальнейшее прогрессивное развитие во многом определяется развитием техники и информационных технологий. С другой стороны, оно невозможно, если технические системы превышают адаптивные, психические и физиологические возможности самого человека (жизнь которого, в свою очередь, протекает не только в «техносфере», но и в природной среде).

Поэтому человек как бы обращен на совместное сосуществование с искусственной (технизированной) иприродной средой.

Будучи по природе малоадаптированным существом, человек изначально нуждался в специальных приспособлениях к внешним условиям жизни.

Впервые данный факт (на уровне теоретической рефлексии) был зафиксирован и в общих чертах осмыслен в древнегреческой философии. Греки этим словом обозначали искусство или мастерство во всяком роде производства. В латинском языке появляется выражение «техника искусства», которое дополняет понятие искусства производства и уже означает общую совокупность того, что является соответствующим искусством или мастерством.

Позднее «искусство умелого производства» как термин появляется во французском языке, это происходит в период высокой технической активности в XVII веке. В XVIII веке в немецком языке прочно утвердился термин technik для обозначения целой области процедур и действий, которые относятся к искусству всякого рода.

В истории мысли в дальнейшем все различия в трактовках техники объясняются именно односторонним освещением этого феномена. Так, в марксистской трактовке техника – есть система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества. По Хайдеггеру – это наша первооснова, коренное человеческое начало,способ самореализации человека.

Только целостное видение техники позволяет более адекватно отразить весь спектр отношений развивающейся адаптивной системы «человек-техника».

Что соответственно предполагает рассмотрение человека как целостного феномена.

Между тем, философский анализ развития техники и общества, техники и человека, который в конце XIX века стал основой новой философской дисциплины («философии техники») нередко грешит узким подходом к этой сложной системе взаимоотношений.

Особенно часто на первый план выходили познавательные способности человека. В известный период времени, более всего с XVIII века, это имело под собой довольно прочное основание – науку, научный разум человека. Поэтому взаимоотношение человека и техники приобрело вид отношения науки и техники.

На современном этапе общественного развития философия техники ставит проблемы, связанные с новой формой социального бытия человека, обусловленной развитием науки и техники. Прежде всего, это проблема формирования новой концепции природы и человека. Современная техника не может исходить из старой познавательной установки в понимании природы как пассивного поставщика средств существования для человека. В настоящее время речь должна идти о новых формах приспособления общества (человека) к природе, приспособления в том смысле, что в технологии производства должны быть включены компоненты, способствующие природному и гуманитарному (антропному) воспроизводству и восстановлению. Поэтому первоначально заложенный в технэ информационный аспект теперь получает полную «развертку»: в технэ входит не только воспроизводство из естественного материала, но воспроизводство самого естественного материала (например, такая технология в генной инженерии, как клонирование и др.) и условий, способствующих целостному развитию человека (этическому, интеллектуальному и т. д.), например, различных средств общения (коммуникации).

Итак, второе важнейшее понятие, описывающее положение человека в современном мире, это – информация.

Термин «информация» происходит от латинского - informatia – ознакомление, разъяснение, представление, понятие. В современном истолковании информация представляет собой: а) сообщение, осведомление о чем-то, совокупность каких-либо данных, знаний; б) одно из основных понятий кибернетики. Информация снимает неопределенность в ситуации, связана с функцией управления, отражает разнообразие в объектах живой и неживой природы.

Научное понимание информации обычно отвлекается от содержательной стороны сообщений. Первоначальное понимание информации как совокупности сведений сохранилось вплоть до ХХ столетия. С появлением новых технологических средств, предназначенных для общения людей, таких, как телефон, телеграф, радио и телевидение, в связи с ростом объема передаваемых сообщений появилась необходимость в изучении информации для улучшения условий ее передачи. Появляются математические и статистические методы обработки информации, новые искусственные языки для обмена компьютерной информацией. В ХХ веке в связи с появлением новых способов передачи информации, новых способов ее кодирования появились и науки, изучающие информацию с разных сторон. Например, математические модели информации относятся к синтаксическим, поскольку описывают структуру сообщений. В семантических и прагматических теориях исследуется, соответственно, содержательный и ценностный аспекты информации. Особо следует подчеркнуть, что любая информативная деятельность связана с потребностями и целями человека. Отсюда появляется проблема исследования информации с точки зрения ее надежности, достоверности, достаточности, оперативности и т. д. Информация и способы ее исследования позволили по-новому взглянуть на всеобщие взаимосвязи: подойти с единой точкой зрения ко многим, ранее представлявшимся совершенно различными, процессам. Были установлены однотипные функциональные зависимости между передачей сообщений по техническим каналам связи и функционированием нервной системы, связи между работой вычислительных машин и процессами управления в биологических, а частично и в социальных системах. Аналогия обнаружилась на уровне передачи, переработки и хранения информации. Многие современные философы предлагают в понятии различать два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации системы. Математическое выражение для информации тождественно выражению энтропии, но с обратным знаком. Энтропийное состояние системы выражает степень неупорядоченности системы. Информация относится как ко внутреннему состоянию системы, так и ко внешнему. Во-вторых, информация может также включать в себя отношения между элементами и системами, не принадлежащими одной сущности. Тогда речь будет идти о системной информации. Так, например, в последнее время большой интерес у философов вызывают исследования в области компьютерной информации (как разновидности системной информации). Дело в том, что в компьютерных технологиях изменения в одном объекте, вызванные воздействием на него другого объекта, могут стать основой (или одним из условий) функционирования первого объекта.

Основные направления, по которым исследуется информация, это анализ информации как формы управления в саморазвивающихся системах, изучение информации как отражения, которое может передаваться, распространяться, объективироваться, анализа информации как способа функционирования общества.

Применительно к современному обществу следует говорить не только об информации, но и об информационных технологиях. Так, сегодня на базе информационных технологий стало возможным ставить вопрос о преодолении грани между программируемыми «рассудочными» (аналитическими) способностями и не программированными «чувственными» способностями машин. Программирование «чувственных» (сенсорных) способностей сегодня лежит в области биоимитационных технологий.

Главное, что следует ожидать от их применения, заключается в том, что широкое использование информационных технологий может заметно ускорить системные процессы самоорганизации и саморазвития многих сфер общества (начиная от образования и науки и кончая большой политикой).

Одно из самых заметных преимуществ ХХ века по сравнению с предыдущим состоит в превращении науки из формы познания законов мироздания в одно из главных средств преобразования мира на основе его познания.

Положение науки сегодня качественно отличается отпредшествующих эпох. Современную науку, как правило, делают научные коллективы, организованные по универсальным принципам, а к технологиям и их применению, по сути вещей, имеют отношение все.

У истоков нынешней технологической революции лежала научная революция конца XIX- начала ХХ века. В этот период был сделан ряд выдающихся открытий, существенно изменивших представления о законах развития природы и облик самой науки. Научная революция породила неклассическую науку, которая по ряду существенных: характеристик отлична от прежнего типа научного знания. Последнее стало теперь восприниматься как классическое.

Необходимо выделить следующие характерные черты классической науки и ее картины мира. Во-первых, картина мира в классической науке предполагала доминирование в природе однозначных и определенных законов – динамических ипочти не уделяла внимания законам статистическим (вероятностным). Во-вторых, она строилась на предпосылке возможности полного исключения субъекта, т. е. человека, из объекта познания – представимости природы так, «как будто человека не было». В третьих, исходя из понимания самого человека в качестве сугубо или по преимуществу рационального существа – роль иррационального, темного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась. Картина мира именно классической науки создавала почву для веры в достижимость абсолютного торжества научного разума, веры, согласно которой все общественные и человеческие проблемы в скором времени будут решены за счет развития науки.

И хотя сейчас взгляд на мир изменился не столько «со стороны», сколько «изнутри», мы смотрим на мир и учитываем в нем наше присутствие, тем не менее, вера в преобразовательную мощь науки осталась незыблемой. Это объясняется тем, что такие фундаментальные научные достижения, как познание теории электромагнитного поля, обнаружение радиоактивности, квантовая теория и др., не просто расширили научные горизонты, они одновременно значительно усилили и технические возможности человека.

Первый этап технологической революции связан с автоматизацией производственных процессов. Автоматизация стала принципиально новым шагом по сравнению с механизацией, которая являлась характерной чертой промышленной революции прошлого.

Следующим этапом технологической революции стала информатизация. Информатизация связана с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи (коммуникации). Компьютер стал мощным средством автоматизации интеллектуальной деятельности.

Последствия технологической революции многообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для социального прогресса в самых разнообразных сферах. Однако, как выясняется, сама по себе техника автоматически не приводит к развитию в духовно-нравственной и культурой областях. Скорее дело обстоит так, что научно-технические достижения до того, как стать фактором, способствующим динамическому росту процессов развития и самоорганизации общества, прежде на своих начальных (достаточно неопределенных) стадиях выступают фактором усложнения течения тех или иных социальных процессов, вызревания нового. Так, например, власть техники выдвигает множество острых проблем, требующих решения. Достаточно назвать проблему ядерной безопасности и экологическую угрозу. Наличие момента неопределенности чревато также некоторой непредсказуемостью последствий технического прогресса, в том числе и негативных, несущих угрозу самому человеку. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы, которые несет созданный им самим искусственный мир технических устройств и, в целом, тот тип общества, который порождается этим искусственным миром.

Новые технологии значительно изменили мир человека и сам характер его бытия. Они превратили деятельность человека в один из внутриприродных факторов (например, геологический), мощь которого сравнима, а порой и превосходит известные силы природы. Многие природные процессы теперь протекают не так, как они могли протекать в отсутствие человеческой деятельности. Человек стал не только геологической силой, что предвидел еще В.И. Вернадский, но и становится космической силой: суммарная мощность электромагнитных полей, генерируемых всеми техническими устройствами, сопоставима с радиоизлучением отдельного небесного тела.

А это делает человека ответственным, быть может, за протекание отдельных галактических процессов.

Способно ли то общество, в котором живет человек и которое все еще называют информационным (или постиндустриальным), снизить степень негативных влияний на природу и самое себя? Очевидно, что позитивный ответ на этот вопрос связан с существенным изменением характера деятельности человека информационного общества.

Видовыми признаками этого общества принято считать: широкое внедрение в производство наукоемких и информационноемких и в тенденции – экоемких технологий, выдвижение в число приоритетных тех отраслей производства, которые связаны со сферой образования, науки, услуг («индустрия знаний»); быстрая смена форм социальной деятельности и социальных общностей (благодаря международной информационной сети человек может входить в самые разные общности разных стран: стать партнером, другом, членом семьи).

Среди перечисленных параметров нередко забывают указать самый важный – человеческий. Все виды деятельности, все сферы и структуры общества, все его технологии имеют смысл лишь в том случае, если они способствуют ценностному развитию личности, человека.

Общество может попросту превратиться в информационный муравейник, опутанный Интернетом. Поэтому информационные технологии не должны быть самоцелью. Не надо только забывать, что информация есть также вид знаний. Знания же есть развивающаяся информация. Она необходима современному человеку не только для того, чтобы сформировать у граждан определенную экономическую, социальную и политическую позиции. Без развития самостоятельного мышления, без умения анализировать информацию, не может быть сформирована личность в современном обществе. А личность, в отличие от самой «умной» машины способна не только хранить и передавать информацию. Человек обладает верой, интуицией, совестью, состраданием. Развитие этих сущностных качеств человека – важнейшая задача информационного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: