Органы дознания, их задачи, система и компетенция

Дознание является одной из форм предварительного расследования преступлений. На органы дознания кроме производства дознания возлагаются обязанности по рассмотрению и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях; производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий и др.

Необходимо различать понятия: “орган дознания” и “дознаватель”. Орган дознания – это, во-первых, учреждение, во-вторых, лицо, возглавляющее учреждение, т.е. руководитель органа дознания. Например, органом дознания является милиция и начальник соответствующего управления (отдела) милиции. Не все работники органа дознания могут осуществлять дознание. Дознание по конкретному делу может проводить лично сам начальник соответствующего органа дознания, но, как правило, он поручает это лицу, уполномоченному проводить дознание. И тогда это лицо именуется “дознаватель”.

УПК различает две формы дознания:

1) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

2) дознание, по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Например, проводит осмотр места преступления, обыск, допрос и т.д. О начале производства дознания по таким делам орган дознания должен немедленно уведомить прокурора. УПК ограничивает срок проведения этой формы дознания. Он указан в УПК и начинает течь со дня возбуждения уголовного дела. После истечения срока дознания дело немедленно направляется по под-следственности органу предварительного следствия. В последующем по данному уголовному делу орган дознания может проводить определенные следственные и розыскные действия по указанию следователя органа предварительного следствия. Когда лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания осуществляет его розыск путем проведения следственных и оперативных мероприятий.

УПК исчерпывающе определяет перечень органов дознания. В систему органов дознания входят различные государственные органы. Дознание осуществляется ими наряду с другими функциями.

1. Органы милиции являются особым, универсальным органом дознания. Закон не ограничивает их компетенцию определенным характером уголовных дел, как об этом оговорено применительно к другим органам дознания.

2. Органы государственной безопасности являются органами дознания по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению. К таким делам относятся, например, дела о преступлениях против мира, безопасности человека, против государства и порядка осуществления власти и управления. Производство по ним осуществляют работники оперативно-розыскных служб. Причем дознание может вестись в обеих формах: как без обязательного, так и с обязательным производством предварительного следствия.

3. Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

4. Начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений.

5. Органы пограничных войск – имеют право вести дознание по делам о нарушениях или попытке к нарушению государственной границы. Они предпринимают меры оперативно-розыскного характера, производят задержания, обыски, осмотры, допросы и другие следственные действия. Уголовные дела этой категории ведут офицеры пограничных застав, отрядов, отдельных контрольно-пропускных пунктов и других подразделений пограничных войск.

6. Таможенные органы –возложена борьба с экономическими преступлениями, связанными с посягательством на таможенную деятельность. В их числе: контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, преступления о незаконных валютных операциях и др.

7. Органы финансовых расследований – В их компетенцию входит расследование уголовных дел о таких преступлениях как, например, невозвращение из-за границы иностранной валюты, незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг, незаконная предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство, выманивание кредита или дотаций, уклонение от уплаты налогов и др.

8. Органы государственного пожарного надзора – Основными их задачами является работа по предотвращению пожаров и обеспечению пожарной безопасности. Но по всем уголовным делам о пожарах осуществляется дознание.

9. Капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах. Юрисдикция органа дознания в лице капитана распространяется на всех членов экипажа, пассажиров и на всех других лиц, находящихся на судне, за исключением лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

10. Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: