Суд Евразийского экономического сообщества

Динамичное развитие интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Единого экономического пространства обусловило необходимость активизации правовых механизмов взаимодействия в указанной сфере государств-членов Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

С 1.01.2012 года начал свое функционирование один из важнейших институтов Евразийского экономического сообщества – Суд Евразийского экономического сообщества (Суд ЕврАзЭС).

Правовую основу деятельности Суда ЕврАзЭС составляют: Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года, Статут Суда ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года и Договор об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года.

Суд ЕврАзЭС, как это предусмотрено его Статутом, располагается в Минске. В состав Суда ЕврАзЭС входят по два судьи от каждого из пяти государств-членов ЕврАзЭС. Срок их полномочий составляет шесть лет.

Судьи назначены на должности Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества по представлению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств).

Суд призван обеспечивать единообразное применение Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10.10.2000 года и других действующих в рамках ЕврАзЭСмеждунар-х договоров и решений органов ЕврАзЭС.

Наряду с рассмотрением споров экономического характера, возникающих между государствами-членами ЕврАзЭС по вопросам реализации международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС, к компетенции Суда отнесено также рассмотрение, в частности, дел о соответствии актов органов Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Суд также может осуществлять толкование вышеупомянутых договоров и решений, принятых в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, и разрешать споры между Евразийской экономической комиссией и государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также между государствами-членами Таможенного союза и Единого эконом-го пространства по выполнению ими обязательств, принятых в рамках этого союза.

При этом следует отметить, что дела о соответствии актов органов Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также споры между Комиссией Таможенного союза (Евразийской экономической комиссией) и государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также между государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства по выполнению ими обязательств, принятых в рамках этого союза, не будут приниматься Судом к рассмотрению без предварительного обращения в Комиссию Таможенного союза (Евразийскую экономическую комиссию).

Следует особо остановиться на возможности обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов. Фактически в Суд ЕврАзЭС смогут обращаться хозяйствующие субъекты (юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей) не только государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации), но и третьих государств, имеющие деловые отношения с белорусскими, казахстанскими или российскими коллегами.

Это право хозяйствующих субъектов, однако, будет ограничено конкретными делами: об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии) или их отдельных положений либо об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии). Причем основанием для оспаривания актов или действий (бездействия) указанных комиссий может быть только их несоответствие международным договорам в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, повлекшее нарушение предусмотренных этими договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К ведению Суда ЕврАзЭС могут быть отнесены и иные споры, если это предусмотрено международными договорами в рамках как Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и ЕврАзЭС в целом.

В Суд Евразийского экономического сообщества смогут обращаться:

· в рамках Евразийского экономического сообщества: государства-члены Евразийского экономического сообщества или органы Евразийского экономического сообщества, если иное не предусмотрено международными договорами в рамках Евразийского экономического сообщества;

· в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: государства-члены Таможенного союза и Единого экономического пространства, органы Таможенного союза и Единого экономического пространства, хозяйствующие субъекты.

Решения Суда ЕврАзЭС являются обязательными для сторон спора.

Несмотря на то, что еще предстоит проделать большую работу по становлению Суда с тем, чтобы обеспечить эффективный правовой баланс в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, сегодня можно с полной уверенностью отметить, что Суд ЕврАзЭС – новый международный судебный орган, имеет огромный потенциал, в том числе в осуществлении экономического правосудия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: