Билет № 11

1)Правовой и социальный статус народного заседателя.

Статья 133. Требования, предъявляемые к народным заседателям

Граждане РБ имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Народными заседателями могут быть граждане РБ, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками.

Народными заседателями не могут быть:

лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства РБ, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

священнослужители.

Статья 134. Порядок формирования и утверждения списков народных заседателей

Количество народных заседателей устанавливается в следующем соотношении:

для районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов - 35 народных заседателей на одного судью;

для областных (Минского гор.), Бел воен судов - 25 народных заседателей на одного судью;

для Верховного Суда РБ - 10 народных заседателей на одного судью.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляются соответствующими районными (гор.и), обл.и (Минским гор.) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан РБ, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан РБ в названные списки производится с их согласия.

Списки народных заседателей утверждаются:

районных (городских), межгарнизонных военных, специализированных, областных (Минского гор.) судов - соответствующими обл.и (Минским гор.) Советами депутатов;

Бел воен суда, Верховного Суда РБ - Президентом РБ.

В случае, если полномочия более половины народных заседателей, включенных в соответствующий список, досрочно прекращены, формируется новый список народных заседателей в порядке, установленном настоящей статьей.

Статья 135. Присяга народных заседателей

Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги следующего содержания:

"Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно клянусь перед народом РБ честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции РБ, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг и моя совесть".

Присяга приносится народными заседателями:

районного (гор.), специализированного, обл. (Минского гор.) судов - на общем собрании народных заседателей соответствующего суда в присутствии председателя и судей этого суда, а также представителей управления юстиции соответствующего обл. (Минского гор.) исполнительного комитета;

военных судов - на общем собрании народных заседателей соответствующего суда в присутствии председателя и судей этого суда, Председателя Бел воен суда;

Верховного Суда РБ - на общем собрании народных заседателей Верховного Суда РБ в присутствии Председателя и судей Верховного Суда РБ, а также Министра юстиции РБ.

Акт о принесении присяги подписывается народным заседателем и хранится в его личном деле.

Народный заседатель в период осуществления своих полномочий приносит присягу один раз.

После принесения присяги народному заседателю вручается удостоверение народного заседателя.

Удостоверение народного заседателя подписывается:

районного (гор.), межгарнизонного воен, специализированного, обл. (Минского гор.) судов - председателем соответствующего обл. (Минского гор.) Совета депутатов;

Бел воен суда, Верховного Суда РБ - председателем Минского гор. Совета депутатов.

Статья 136. Привлечение народных заседателей для участия в рассмотрении дел в суде

Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда. Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, - на срок рассмотрения этого дела.

Статья 137. Освобождение народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу

Судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу на основании письменного заявления народного заседателя, если он:

достиг 70-летнего возраста;

находится в социальном отпуске, предоставленном в соответствии с законодательством;

в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

имеет иные уважительные причины.

Народный заседатель освобождается от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, до вынесения судьей решения об образовании состава суда с участием народных заседателей.

Статья 138. Материальное обеспечение народных заседателей

Работающим народным заседателям за время исполнения обязанностей в суде производятся выплаты в размере среднего заработка (дохода) по месту основной работы.

Неработающим народным заседателям, пенсионерам исполнение обязанностей в суде оплачивается в размере среднего заработка для местности (района, города) по месту нахождения суда.

В случае выезда народных заседателей для исполнения обязанностей в суде за пределы постоянного места жительства им выплачиваются помимо указанных выплат командировочные расходы в размере, установленном законодательством.

Статья 139. Гарантии, связанные с исполнением обязанностей народных заседателей

Увольнение народных заседателей с основной работы по инициативе нанимателя, за исключением случаев совершения народным заседателем виновных действий (бездействия), допускается при соблюдении общего порядка, предусмотренного законодательством о труде, и только с согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей.

Статья 140. Прекращение полномочий народного заседателя

Полномочия народного заседателя прекращаются по истечении срока, на который был утвержден соответствующий список народных заседателей. Дело, начатое с участием народного заседателя, должно быть окончено с его участием и по истечении срока его полномочий, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

2)Судебная система и правоохранительные органы США

В США действует англосаксонская система права (прецедентного).Это федеративное гос-во – судеб.система раздвоена: система федер. судов и судеб.системы 50 штатов.
ИСТОЧНИК ПРАВА – СВОД ЗАКОНОВ США,раздел 28 «судоустройство и судеб процесс».
Федер. суд. система состоит из 3 уровней: - районные фед. суды, размещенные по судебным округам(94 шт., состоят из 1-18 профес. постоян-х судей, рассм-ют дела единолично и с участием 12 присяжных), в осн. гражд. дела по искам, угол. дела о преступ-ях, караемых федер. законом, убийство при захвате транспорта; - окружные аппеляц. суды(13шт., число судей от 10 до 15),аппеляц. жалобы на решения район. судов; - Верховный суд США(сост. Из 9 судей + обслуж. персонал, Вашингтон)-осущ-ние констит-го контроля, толкование Конст-ции. Судьи верх. суда и др. нижест. федер.судов назнач-ся президентом по совету и с согласия Сената пожизненно.
К федер. судам относят также: таможенный и аппеяц. тамож суд, налоговый, суд по притензиям к правит-ву США.
Но подавлящее больш-во суд. дел(99%) рассм-ют суды штатов. Здесь судеб.системы 3-х либо 4-х звенные (низший ур-нь- полицейские, мировые, муниципальные – суды огранич-оц юрисдикции, далее -суды общей юрисдикции:суды первой инстанции, рассм-ют более серъез. Гражд. и угол. дела+присяжные, далее – третье звено, промежуточное-аппеляционные суды, и Верховный суд штата).
Форм-ние судов штатов: выборы по партийным спискам, на беспартийной основе, выборы закон. собранием, назначение губер-ром.
Значит. роль играет суд присяжных (согл. ст. 3 Конст. США дела о все преступлениях подлежат рассм-ю судом присяжных, в том штате, где произошло).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: