Билет № 29

1)Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах.

Конституции предусматривает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. Из смысла данной статьи следует, что коллегиальное рассмотрение дел необходимо рассматривать как правило судопроизводства, а единоличное – как исключение из этого правила.

Так, в соответствии со ст. 2 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь” рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально. Это означает, что в заседаниях принимают участие все судьи Конституционного Суда и решения принимаются большинством голосов.

Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказания свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях несовершеннолетних.

Что касается рассмотрения уголовных дел в кассационной инстанции, то оно осуществляется в составе трех судей, а в надзорной инстанции – в составе не менее трех судей (ст. 32 УПК).

Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями единолично, за исключением гражданских дел, рассматриваемых судебной коллегией по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь. Судебная коллегия по патентным делам рассматривает гражданские дела по первой инстанции в составе трех судей (ст. 359 ГПК). Проверка в кассационном порядке законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений судов первой инстанции по гражданским делам осуществляется в составе трех судей (ст. 27 ГПК). Рассмотрение гражданского дела в порядке судебного надзора осуществляется президиумами областных и Минского городского суда при участии большинства членов президиума суда; судебной коллегией Белорусского военного суда; судебной коллегией по гражданским делам и военной коллегией Верховного Суда Республики Беларусь в составе трех судей, один из которых председательствует при рассмотрении дела; Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь – при участии большинства членов Президиума (ч. 3 ст. 28 ГПК).

В соответствии со ст. 18 Хозяйственного процессуального кодекса дела в хозяйственных судах по первой инстанции рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако по решению председателя хозяйственного суда или его заместителя любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

2)Место Конституционного суда в судебной системе РБ.

Статья 116. Контроль за конст-ностью нормативных актов в государстве осуществляется Конст-ным Судом РБ.

Конст-ный Суд РБ формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конст-ного Суда назначаются Президентом РБ, шесть судей избираются Советом Республики. Пред-ль Конст-ного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конст-ного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конст-ного Суда - 70 лет.

Компетенция:

дает заключения: о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хоз. Суда, Ген. прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам.

Согласно части первой комментируемой статьи контроль за конст-ностью нормативных актов в государстве осуществляется Конст-ным Судом РБ. В этой связи можно сделать несколько выводов:

1) эта норма предполагает активное воздействие Конст-ного Суда на правотворческий процесс, и прежде всего его результат - принятые нормативные акты;

2) реагирование на обнаруженные недостатки, противоречия между Конституцией и всеми иными подконст-ными нормативными актами возможно в допустимых для Конст-ного Суда формах, не только путем принятия заключений, но и иных его решений;

3) часть первая, как впрочем и часть седьмая ст. 116 Конституции, является базой для развития компетенции Конст-ного Суда, которая определяется не только Конституцией, но и законом;

4) в силу того, что Конст-ный Суд - это один из государственных органов, осуществляющих специфическую контрольную функцию, направленную на обеспечение верховенства Конституции Контрольная функция Конст-ного Суда имеет свою специфику. Конст-ный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. В этом отличие конст-ного контроля от контроля, проводимого иными государственными органами, включая и ведомственный контроль.

Отличительной особенностью конст-ного контроля, осуществляемого Конст-ным Судом, является отсутствие у него системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения (этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование). Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки.

Конст-ный Суд - единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции

Конст-ный Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента,

Конст-ный Суд укомплектован судьями, обладающими большим стажем работы в судах общей юрисдикции, юридических службах законодательной и исполнительной ветвей власти, в Министерстве юстиции, органах прокуратуры, в научных и высших учебных заведениях республики.

Конст-ный Суд рассматривает все дела с участием всех судей.

Конст-ный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конст-ного Суда. При этом закон не предусматривает каких-либо отрицательных последствий для его деятельности при нарушении паритета в формировании Конст-ного Суда (например, из восьми действующих судей назначено шесть судей Президентом и два избрано палатой Парламента).

Информационно-справочную, организационно-техническую и иную работу по обеспечению деятельности Конст-ного Суда осуществляет его Секретариат.

Полномочия Конст-ного Суда реализуются посредством принятия им своих решений. Согласно ст. 36 Закона "О Конст-ном Суде РБ" (далее - закон о Конст-ном Суде) решением Конст-ного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые акты, которые исходят от Конст-ного Суда, должны приниматься на совместных заседаниях судей.

В Законе о Конст-ном Суде и Регламенте Конст-ного Суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конст-ного Суда. Послание Конст-ного Суда о состоянии конст-ной законности принимается также путем решения. Наряду с ними, особым видом решений являются запросы и требования к государственным органам,

К решениям Конст-ного Суда не следует относить выступления отдельных его представителей, в том числе их заявления, особые мнения судей и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: