Манеж 1962

Громкую известность ему, как и многим "альтернативным" мастерам его поколения, принес Манеж 1962 года. Точнее, разгром, устроенный там Никитой Хрущевым: обвинения раздались именно в адрес студийцев Белютина, среди которых был Эрнст Неизвестный.

К началу 60-х "Новая реальность" объединяла около двух тысяч живописцев, графиков, архитекторов, скульпторов и дизайнеров. Из работ "белютинцев" создали революционную Таганскую выставку русских абстракционистов (ноябрь 1962-го) и первую выставку русского авангарда в Манеже, которая должна была пройти параллельно с экспозицией "XXX-летие МОСХ".

Посещение Хрущёвым выставки «Новая реальность» — событие, имевшее место 1 декабря 1962 года, когда Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в Манеже приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Руководитель СССР, будучи неподготовленный к восприятию абстрактного искусства, подверг резкой критике их творчество, использовав нецензурные выражения.

По воспоминаниям участника выставки художника Леонида Рабичева, негодование Хрущева было вызвано тем, что накануне ему доложили о разоблачении группы гомосексуалистов в издательстве «Искусство».

Экспозиция «Новая реальность», организованная Элием Белютиным, была частью большой выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР.

Никиту Хрущёва сопровождали Михаил Суслов, Александр Шелепин и Сергей Павлов.

Хрущёв обошёл зал три раза, затем задал вопросы художникам. В частности, он спросил художников кем были их отцы, выясняя классовое происхождение. Михаил Суслов обратил внимание Хрущёва на некоторые детали картин, после чего Хрущёв начинал возмущаться, употребляя, среди прочих, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня»

Особенное негодование у Хрущёва вызвало творчество художников Ю. Соостера (яйцо.эволюция), В. Янкилевского (город сумерки, Пейзаж сил, Безмятежность) и Б. Жутовского (интересный график). Хрущёв потребовал запрета деятельности экспонентов:

«Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!»

После окрика генсека - репрессии со стороны Союза художников: "белютинцы" лишились права участвовать в любых официальных выставках, получать кисти, краски, холсты и мастерские (следствие – создание подпольных институтов, подпольных выставок и подпольного рынка, часто для дипломатов). "Запрет на Белютина" продлился почти 30 лет - до декабря 1990-го, когда после извинений в партийной печати открылась грандиозная выставка "белютинцев" на весь Манеж: 400 участников, свыше 1000 произведений.

До 1990-х Белютин оставался "невыездным", хотя за рубежом сменяли одна другую его персональные выставки; Польша и родина семьи Италия были наглухо закрыты. Когда он впервые смог выехать в США в 1991 году, встретил восторженный прием. Отзывы о его методе собраны в книге мастера, вышедшей к 50-летию студии, - "Искусство в тебе. Педагогическая система Элия Белютина. "Новая реальность-2004". Эту книгу он посвятил французскому писателю и искусствоведу Жану Кассу - "Черному Жану", создателю движения Сопротивления и Центра Жоржа Помпиду. Фундаментальное издание содержит воспоминания всей жизни и размышления о законах искусства, изложение системы обучения и рисунки. Здесь же письма, статьи и фрагменты книг его друзей и последователей в Европе и США, как, разумеется, и России. На реальном материале объяснен "феномен Белютина" - это понятие ввели в обиход французские критики еще в 1961 году, на Биеннале Парижа.

В основе белютинской методы - "теория всеобщей контактности", трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. При чтении так и тянет взять краски и попробовать рисовать: система кажется ясной, легкой, особенно привлекает свобода самовыражения, за которую автор борется более полувека.

Абстракционисты 50-60х: Владимир Слепян, Михаил Кулаков (потом млечных путей, крымский вал, шпага), Юрий Злотников (серия сигналы, ксмические пространства несколько штук).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: