ТЕМА 8. МНОГОФАКТОРНАЯ ПРИРОДА МЕХАНИЗМОВ
НЕВРОТИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ
1. Психическая травма и неврозогенез
2. Характерологический преморбид и неврозогенез
3. Особенности личности пациента и неврозогенез
Связь психического дизонтогенеза и неврозогенеза
В настоящее время факторами, объединяющими различные психологические подходы к оценке значимых сторон неврозогенеза, являются: психическая травма и преморбидные психологические особенности личности и ее базовых параметров - темперамента и характера (В.Д. Менделевич, 2002).
Психическая травма и неврозогенез
Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям.
Психическая травма, как событие или ситуация, стоит в ряду иных жизненных ситуаций.
Согласно классификации D. Magnusson, существует пять уровней определения ситуации:
1. Стимулы - отдельные объекты или действия.
2. Эпизоды - особые значимые события, имеющие причину и следствие.
|
|
3. Ситуации - физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями.
4. Окружение - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций.
5. Среда - совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.
К невротическим расстройствам могут приводить
· как эпизоды и ситуации,
· так и окружение, и среда.
Психотравмирующими они становятся не только в связи с масштабностью или катастрофичностью.
При анализе фактора психической травмы выделяются следующие ее характеристики: интенсивность, смысл, значимость и актуальность, патогенность, острота появления (внезапность), продолжительность, повторяемость, связь с преморбидными личностными особенностями.
По мнению Г.К. Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на:
1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности, б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума);
2) ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения);
3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия - кумир семьи): а) осознаваемые и преодолимые, б) неосознаваемые и непреодолимые;
4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации, б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности.
|
|
В.Н. Мясищев делил психические травмы на объективно-значимые и условно-патогенные, подчеркивая тем самым семантическую роль события.
Под объективно-значимыми понимаются жизненные события (психические травмы), значимость которых можно считать высокой для подавляющего большинства людей - смерть близкого, развод, увольнение и пр.
Условно-патогенными называют события, которые становятся психическими травмами, вызывающими переживания в силу особенностей иерархии ценностей человека (к примеру, потеря марки из коллекции филателиста).
Широко распространена в западной психиатрии шкала Holmes-Rahe, с помощью которой каждому жизненному событию приписывается строго определенный и неизменный, выраженный в баллах коэффициент.
На основании суммы баллов предлагается судить о силе и интенсивности психического воздействия жизненных событий.
Так, наивысшее количество баллов за травмирующее влияние приписывается смерти супруга (100 баллов).
Далее следуют: развод (73 балла), разлука супругов (65), тюремное заключение (63), смерть родных (63), женитьба (50), примирение супругов (45), выход на пенсию (45).
На основании простого арифметического подсчета баллов предполагается, что можно в процентах априорно оценить риск возникновения невроза.
Актуальный конфликт, формирующийся на базе психической травмы, по мнению N. Peseschkian, складывается из жизненных событий и микротравм.
К последним относятся, к примеру, такие, как непунктуальность, нечистоплотность, несправедливость, непорядочность, неверность участника коммуникативного процесса.
Подобные микротравмы, действуя ежедневно и монотонно, способны вызвать и сформировать невротическую симптоматику. Таким образом, на первый план выдвигаются не столько значимость или интенсивность психотравмирующего воздействия, сколько повторяемость, однотипность и длительность микротравм, которые входят в противоречие с представлениями человека о «правильных качествах» партнера.
По мнению Б.Д. Карвасарского, существуют два подхода к построению классификации невротических конфликтов.
К первому относятся попытки феноменологии психотравмирующих обстоятельств и оценки их значимости в неврозогенезе.
Однако гораздо большее значение, по мнению многих современных исследователей, представляет классификация по генезу участвующих внутренних личностных механизмов развития конфликтов.
В историческом плане интересен подход В. Н. Мясищева, который рассматривал три основных типа невротических конфликтов:
1) истерический,
2) обсессивно-психастенический и
3) неврастенический.
Подобный подход предопределял значимость не столько психической травмы в изолированном виде, сколько базовых психологических параметров личности.
1. Первый из отмеченных типов конфликтов (истерический) определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих.
Следует подчеркнуть, что его отличает превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению.
В генезе этого типа конфликта существенное значение приобретают история развития личности и процесс формирования системы ее жизненных отношений.
2. Второй (обсессивно-психастенический) тип невротического конфликта обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встречать сопротивление другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.
|
|
3. Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе - с другой.
Особенности конфликта этого типа чаще всего формируются в условиях, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида.
Как видно из представленной точки зрения, В. Н. Мясищев в неврозологическом ракурсе был нацелен на поиск морально-нравственных и социально-психологических характеристик человека, формирующих при встрече с психотравмирующей ситуацией особый, типичный стиль невротического поведения.
Учение о трех типах невротического конфликта явилось продолжением и развитием теории системы отношений личности, в которой основной упор делался на изучении механизмов «продуцирования психических травм», бессознательного приписывания тем или иным жизненным событиям психического звучания с последующим аффективно проявлявшимся комплексом внутриличностного конфликта. При этом выделялась роль характерологических особенностей.