Судебная защита потребителя

Практика современной рыночной экономики основана не просто на принципе суверенитета потребителя, а фактически пpeдпoлагает его диктат. Развитый механизм судов, профессиональные адвокаты и консультанты позволяют покупателям не попадать в зависимость от продавцов лишь на том основании, что деньги платятся «вперед».

Если у покупателя возникает подозрение, что его обманули, либо сокрыли часть информации, либо просто недостаточно квалифицированно и профессионально обслужили, всегда существует возможность предъявить претензию и взыскать потерянные деньги вместе со штрафными санкциями.

Примеров подобных исков существует множество. Чемпионом по судебным тяжбам, бесспорно, являются США. Потребитель в Америке уважаем настолько, что некоторые проявления его диктата граничат с абсурдом. Яркий пример — иск, вчиненный постоянным клиентом предприятий быстрого питания ряду ведущих компаний на данном рынке (McDonatd's, Burger King, Wendy's и Kentucky Fried Chicken). Им была предъявлена претензия, суть которой заключалась в следующем: компании недостаточно раскрыли информацию о потенциальном воздействии своей продукции на здоровье человека (разновидность информационной асимметрии). «Наивный» потребитель, поддавшись рекламе, поедал гамбургеры в неограниченном количестве и получил ряд серьезных заболеваний: ожирение, диабет и т.д. Несмотря на то, что в данном случае просматривается явная склонность пострадавшего к банальному обжорству, у него сохраняются неплохие перспективы выиграть дело.

Как показывает мировой опыт, решающим факторов хозяйственной практики судебные иски становятся с того момента, когда широкое распространение получают адвокатские услуги, оплачиваемые в форме процента oт отсуженной суммы. Такая форма ведения

судебных дел приводит к тому, что вместо робкого и не знающего своих прав потребителя процессуальным противником производителя становится опытный юрист, специализирующийся на делах подобного рода. Соответственно резко возрастает и результативность исков. Следует ожидать, что массовые иски в защиту нарушенных прав потребителя скоро сделаются повседневной практикой и в России. Во всяком случае уже в настоящее время КонфОП — Конфедерация обществ потребителей постепенно становится в СНГ мошной силой, способной выигрывать судебные процессы и проводить выгодные потребителям поправки к законам.

Менеджер фирмы обязан считаться с возможностями потребителей по защите своих прав и даже «юридического нападения» со стороны последних. Несмотря на абсурдность многих обвинений в адрес производителей товаров и услуг, общая тенденция в развитии взаимоотношений продавца и клиента приближает их к равноправию. На стороне первого — лучшая информированность на предпродажной стадии (преимущество ex ante), на стороне второго — мощная юридическая машина, которая в случае мошенничества может подключиться после завершения сделки (преимущество ex post). В этих условиях сокрытие информации становится невыгодным и эффект асимметрии значительно ослабляется. То есть при хорошей судебной системе взаимная информационная открытость становится лучшей политикой как для покупателя, так и для продавца. Примером такого подхода могут служить длиннейшие списки побочных и нежелательных эффектов, которые западные (а в самое последнее время и российские) производители лекарств перечисляют во вкладышах к каждой упаковке. Степень подробности этого «компромата», добровольно собранного на собственный товар, объясняется стремлением избежать судебных исков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: