Легальные барьеры

· Право собственности на ресурсы (если в собственности фирмы оказываются земли с особыми свойствами, то это создает предпосылки для монополии)

· Право интеллектуальной собственности (патент - документ, удостоверяющий право интеллектуальной собственности и дает владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течении опред. времени (в России-20 лет). Владелец патента может выдавать лицензию др.лицам.

· Предоставление государством исключительных прав на производство или торговлю опред.продукцией только одной фирме. Так, в ряде стран продажу оружия, алкоголя и прочего осуществляет лишь одна гос.фирма.

2) Нечестная конкуренция. Крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ. Конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта. Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг - умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Много возможностей нечестной конкуренции и в рекламе. Имея большой рекламный бюджет, можно опорочить продукцию конкурентов.

Выбор оптимального производства (рисунок)

Монополистическая конкуренция – это одна из форм несовершенной конкуренции. Рынок с большим числом фирм, а, следовательно, с острой конкуренцией. Основные черты:

1) Малые размеры и многочисленность фирм (на рынке множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют преимуществ над мелкими и соседствуют с ними).

2) Низкие барьеры. Для того, чтобы открыть небольшое производства, не нужен большой капитал, и конкуренты не могут повлиять на проникновение в отрасль; а при выходе из отрасли, найдется покупатель, готовый купить небольшое дело.

3) Несовершенство информации. Многие важные показатели, такие как планы конкурентов, никогда не бывают точно известны. Даже абсолютно достоверные рын.показатели (цены, объемы продаж) менее информативны, т.к. товары качественно разнообразны).

4) Разнообразие и дифференциация продукта. В каждой фирме товар принадлежит к определенной товарной категории, но одновременно чем-то отличается от изделий других компаний. Т.е. каждый товар уникален, но имеет множество аналогов.

Основные различия дифференциации:

- в качестве (дополнительные потребительские свойства, удобство, местоположение товара, мнимые качественные различия между товарами и т.д.).

- в сервисе (предпродажное обслуживание (выбор продукта), сервис в момент покупки (проверка, доставка), послепродажное обслуживание (гарантийный ремонт)).

- в рекламе (одинаковые товары – одна реклама лучше, другая хуже => выбирают лучшую рекламу, следовательно, этот товар). Реклама подчеркивает те достоинства, которых нет. Формирует новые потребности.

Выбор оптимального размера производства (рисунок)

Сравните условно-постоянные и безусловно-постоянные издержки в долгосрочном периоде. Для объяснения используйте графическую иллюстрацию. Как выразить размер чендлеровской экономии на масштабах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: