Название дисциплины: «Судоустройство»

Тема 11. Обеспечение деятельности судов Республики Беларусь.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны рассмотреть понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов, описать роль Министерства Юстиции и его органов по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов, его систему и структуру, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь.

Междисциплинарные связи: Общая теория права, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение понятия организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов, описание роли Министерства Юстиции и его органов по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов, его систему и структуру. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте понятие судебной системы.

2. Перечислите звенья судебной системы.

3. Определите судебную инстанцию.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов.

2. Роль Министерства юстиции и его органов по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

3. Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте понятие организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

2. Какова роль Министерства юстиции по организации и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

3. Определите систему Министерства юстиции Республики Беларусь.

4. Опишите структуру Министерства юстиции.

6 Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания: 1). Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» 2006 г. (с изм. и доп.). Статьи 128-132, 183-188. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

******************************************************************************

Вопрос 1. Понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов — одна из функций (направлений) правоохранительной деятельности. Суть ее заключается в создании судам условий (материальных, кадровых, информационно-правовых), необходимых для осуществления судебной власти.

Рассматриваемая деятельность осуществляется различными органами:

1. Министерством юстиции – в отношении областных, Минского городского, районных (городских) судов;

2. управлениями юстиции исполнительных комитетов областей, г.Минска – в отношении районных (городских) судов;

3. Высшим Хозяйственным Судом – в отношении хозяйственных судов областей и хозяйственного суда г. Минска;

4. в отношении военных судов организационное обеспечение осуществляется Министерством юстиции, а материально-техническое обеспечение – Министерством обороны.

В соответствии со своей компетенцией указанные органы:

1. разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов Республики Беларусь;

2. осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов;

3. организуют работу по материально-техническому обеспечению судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений;

4. разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

5. осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательством.

Вопрос 2. Роль Министерства юстиции и его органов по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

Компетенция Министерства юстиции и его органов на местах в области организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов помимо Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей отражена в Положении о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605 (с последующими изменениями и дополнениями).

В целях выполнения данной задачи Министерство юстиции:

1. разрабатывает и осуществляет меры, направленные на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей;

2. осуществляет в установленном порядке материально-техническое, финансовое обеспечение соответствующих судов;

3. организует проектирование и утверждает проектно-сметную документацию строительства (капитального ремонта) зданий судов;

4. участвует в формировании судейского корпуса (представители органов юстиции в составе квалификационных коллегий судей принимают участие в отборе кандидатов на должность судьи, в аттестации судей и т.д.);

5. осуществляет повышение квалификации работников суда; возбуждает дисциплинарное производство в отношении судей;

6. осуществляет меры по внедрению научно-методических рекомендаций в практику судов;

7. осуществляет ведение статистической отчетности в судах;

8. организует разработку и обеспечение судов программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации;

9. осуществляет иную деятельность.

Помимо организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов на Министерство юстиции возложен ряд других функций, а именно:

1. реализация государственной политики в сфере юстиции;

2. участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Парламента и Правительства;

3. проведение экспертизы правовых актов;

4. государственная регистрация политических партий, профессиональных союзов и иных институтов, а также осуществление контроля за соблюдением ими своих уставов; ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

5. организация научно-исследовательской работы в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, а также проведение соответствующих экспертиз;

6. организация и развитие системы юридических услуг (выдача лицензий; общее и методическое руководство адвокатурой и др.); представление в пределах своей компетенции интересов Республики Беларусь на международном уровне.

Вопрос 3. Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Правительству Республики Беларусь (по отдельным вопросам деятельности – непосредственно Президенту Республики Беларусь).

Министерство юстиции возглавляет Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Министр юстиции имеет заместителей.

Систему Министерства юстиции составляют:

  1. центральный аппарат Министерства юстиции;
  2. управления юстиции областных и Минского городского исполкомов;
  3. государственные нотариальные конторы;
  4. Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы;
  5. Республиканский трудовой арбитраж;
  6. ведомственные нотариальные архивы.

В структурном плане центральный аппарат Министерства юстиции состоит из главных управлений, управлений и отделов (Главное управление судебных органов; Управление правового обеспечения внешних связей; отдел контроля и правовой экспертизы правовых актов; отдел делопроизводства и спецработы и др.).

В качестве совещательного органа в Министерстве юстиции образуется коллегия в количестве 11 человек. В ее состав входят Министр юстиции, его заместители, другие работники системы Министерства юстиции. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства юстиции, судов и организаций системы Министерства юстиции.

Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности организаций системы Министерства юстиции при Министерстве юстиции создается Научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов.


ПЛАН УРОКА № 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: