Название дисциплины: «Судоустройство»

Тема 8. Правовой статус судей.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, понятия «правовой статус судей», «несменяемость судей», «неприкосновенность судей», «аттестация судей», ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Междисциплинарные связи: Общая теория права, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Устный фронтальный опрос учащихся по изученной теме. Рассмотрение правового статуса судей и народных заседателей Республики Беларусь. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Назовите полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

2. Определите состав Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

3. Назовите структуру Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

2. Понятие правового статуса судей.

3. Требования, предъявляемые к судьям. Права и обязанности судей.

4. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение полномочий судьи.

5. Неприкосновенность судей.

6. Материальное и социальное обеспечение судей.

7. Аттестация судей. Квалификационные классы судей.

8. Дисциплинарная ответственность судей.

9. Народные заседатели.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Определите понятие правового статуса судей.

2. Перечислите требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей.

3. Кто такие народные заседатели?

6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания: 1). Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» 2006 г. (с изм. и доп.). Статьи 84-127, 133-140. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

******************************************************************************

Вопрос 1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены статьями 24 и 33 Закона от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» (владение государственными языками; отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей, и др.).

Специальные требования содержатся в законодательстве о судоустройстве. Судьей может быть гражданин Республики Беларусь:

· достигший 25 лет;

· имеющий высшее юридическое образование (судьи судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда могут иметь как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование);

· не совершивший порочащих его поступков;

· имеющий стаж работы по юридической специальности не менее трех лет или же прошедший трехлетнюю стажировку в суде;

· давший квалификационный экзамен.

Последние два требования не распространяются на судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда, имеющим высшее техническое или естественнонаучное образование (они должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее трех лет).

Кроме того, кандидаты на должность:

· судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет;

· судьи Верховного Суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет, а судьи Высшего Хозяйственного Суда — не менее пяти лет по юридической специальности;

· судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда назначаются на должность из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

Особые требования предъявляются к кандидатам на должность судей Конституционного Суда. В соответствии со статьей 14 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» судьей Конституционного Суда может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами.

Судьи избираются (назначаются) на должность Президентом Республики Беларусь и Парламентом. Впервые назначенные на должность судьи приносят присягу.

Вопрос 2. Понятие правового статуса судей.

Судьи являются непосредственными носителями судебной власти, Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующим правовым статусом.

Содержание правового статуса судьи составляют следующие элементы:

1. требования, предъявляемые к судьям и совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий;

2. гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности;

3. ответственность судей.

Таким образом, под статусом судей понимают правовое и социальное положение судей как представителей государственных органов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей.

Судьи всех судов обладают единым статусом. Однако это не исключает наличия особенностей статуса отдельных категорий судей. Независимость судей является основной чертой статуса судей. Она обеспечивается совокупностью установленных законом гарантий:

1. политической нейтральностью судей и запретом осуществлять иную оплачиваемую деятельность;

2. несменяемостью судей;

3. неприкосновенностью судей;

4. материальным и социальным обеспечением судей, правовой защитой судей.

Вопрос 3. Требования, предъявляемые к судьям. Права и обязанности судей.

Требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности закреплены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и в Кодексе чести судьи Республики Беларусь.

При осуществлении судебной власти судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и иные нормативные правовые акты, быть справедливыми и беспристрастными. Помимо этого, при исполнении служебных обязанностей, а также в неслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет служебной власти и достоинство судьи.

Для осуществления правосудия судьи наделены властными полномочиями. Они вправе:

1. требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих законных распоряжений;

2. вносить представления об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

3. ставить вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного правового акта;

4. запрашивать необходимую информацию у субъектов правоотношений.

Вопрос 4. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение полномочий судьи.

Судьи всех судов несменяемы. Это означает, что они назначаются на должность судьи бессрочно (исполняют свои обязанности до достижения 65-летнего возраста) и не могут быть без своего согласия переведены на другую работу или в другой суд. Исключением являются судьи Конституционного Суда и судьи по административным делам и исполнительным производствам. Первые назначаются на 11 лет, вторые — на 5 лет.

Вместе с тем законодательство предусматривает возможность приостановления и досрочного прекращения полномочий судьи.

Основаниями приостановления полномочий судьи являются:

1. участие судьи в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные государственные должности;

2. дача согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или на заключение его под стражу;

3. признание судьи безвестно отсутствующим.

Прекращение полномочий судьи осуществляется в двух видах: в виде лишения полномочий и в виде освобождения от исполнения обязанностей. Судьи лишаются своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимых с их высоким званием, либо же в связи с вступившим в силу обвинительным приговором в отношении судьи.

Судьи освобождаются от исполнения обязанностей:

1. по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;

2. в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с их согласия на другую работу;

3. по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно;

4. по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;

5. по собственному желанию;

6. в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.

Особым видом прекращения полномочий судей является их отставка Отставка – это добровольное прекращение судьей своих полномочий. Судья вправе выйти в отставку только один раз. Основанием ухода в отставку является наличие у судьи общего трудового стажа не менее 30 лет (для женщин — не менее 25 лет), из которых не менее 20 лет составляет стаж работы в должности судьи (для судьи Конституционного Суда — не менее 4 лет).

Находящимися в отставке также признаются судьи, освобожденные от занимаемой должности в связи с достижением предельного возраста пребывания на должности судьи и признанием судьи недееспособным.

Вопрос 5. Неприкосновенность судей.

Одной из гарантий независимости судей является их неприкосновенность:

· судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия должностного лица (Президента Республики Беларусь) или государственного органа (Парламента), назначившего его на должность;

· судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за принятое решение, если приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении;

· в отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр (за исключением задержания судьи при совершении им преступления);

· уголовное дело в отношении судьи возбуждается только Генеральным прокурором (в отношении судьи Конституционного Суда дело возбуждается с разрешения Президента Республики Беларусь);

· оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, требующие санкции прокурора, проводятся в отношении судьи только с санкции Генерального прокурора или по судебному решению;

· уголовные дела в отношении судей подсудны лишь Верховному Суду.

Вопрос 6. Материальное и социальное обеспечение судей.

Выплачиваемое судье денежное обеспечение должно гарантировать условия независимого исполнения им служебных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. Помимо денежного обеспечения, судьи:

1. обеспечиваются служебными жилыми помещениями и бесплатной форменной одеждой;

2. имеют право на бесплатное государственное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение;

3. пользуются правом на внеочередную установку квартирных телефонов и на внеочередное приобретение проездных документов;

4. имеют право на трудовой отпуск и пенсионное обеспечение;

5. вправе хранить, носить и применять огнестрельное оружие, а также боеприпасы к нему;

6. жизнь и здоровье судей подлежит государственному обязательному личному страхованию;

7. судьи освобождаются от прохождения воинских сборов.

Вопрос 7. Аттестация судей. Квалификационные классы судей.

Под аттестацией судьи понимается объективная оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, а также деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым законодательством. Аттестация проводится квалификационными коллегиями судей.

Вопросы, связанные с проведением аттестации судей общих, хозяйственных судов и присвоением им квалификационных классов регулируются Положением об аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 626 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности судов Республики Беларусь».

Различают очередную и внеочередную аттестацию. Аттестация судей проводится в целях: улучшения качественного состава судей; установления соответствия судьи занимаемой должности; стимулирования профессионального роста судей; повышения ответственности судей за соблюдение законности при осуществлении правосудия.

По результатам аттестации судей, квалификационная коллегия судей принимает одно из следующих решений:

1. о присвоении судье очередного квалификационного класса;

2. о присвоении судье более высокого квалификационного класса;

3. об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса;

4. о понижении судьи в квалификационном классе;

5. об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев;

6. о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении судьи от должности.

Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам аттестации ходатайствовать о поощрении судьи либо о зачислении его в резерв для назначения в последующем на вышестоящие должности.

Для судей установлены высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы. Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса производится Президентом Республики Беларусь.

Вопрос 8. Дисциплинарная ответственность судей.

Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности изложены в Положении о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 626. Положение действует в отношении всех судей, за исключением судей Конституционного Суда.

Согласно Положению судья привлекается к дисциплинарной ответственности за нарушение законности при рассмотрении дела и за совершение другого служебного проступка. По общему правилу, отмена или изменение вышестоящей судебной инстанцией решения суда не влечет за собой дисциплинарной ответственности судьи, участвовавшего в вынесении такого решения. Исключением являются случаи, когда судьей было допущено преднамеренное нарушение закона.

Привлечение же судьи к дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего трудового распорядка является предметом регулирования общего законодательства о труде Республики Беларусь.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни и пребывания в отпуске) и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Дисциплинарное производство в отношении судей возбуждается Президентом Республики Беларусь, председателями судов, Министром юстиции и руководителями органов юстиции.

Дела о дисциплинарных проступках судей рассматриваются квалификационными коллегиями судей. По результатам рассмотрения дела квалификационная коллегия судей выносит решение:

1. о наложении дисциплинарного взыскания;

2. о прекращении дисциплинарного производства;

3. о направлении материалов дисциплинарного производства органам, имеющим право на возбуждение дела о лишении полномочий судьи или же право на возбуждение в отношении судьи уголовного дела.

К судье могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в квалификационном классе на срок до шести месяцев, освобождение от должности.

В течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания, судья является привлеченным к дисциплинарной ответственности. Возможно и досрочное снятие с судьи дисциплинарного взыскания.

Вопрос 9. Народные заседатели.

Граждане принимают непосредственное участие в рассмотрении судами первой инстанции отдельных категорий уголовных дел в качестве народных заседателей. В таких случаях правосудие осуществляется коллегиально — в составе судьи и двух народных заседателей. Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие двадцатипятилетнего возраста.

Не привлекаются к осуществлению правосудия лица:

  • имеющие судимость;
  • признанные ограниченно дееспособными или недееспособными;
  • состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;
  • имеющие депутатский мандат;
  • работники правоохранительных органов и другие категории лиц.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется соответствующими исполнительными комитетами сроком на пять лет. Списки составляются на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах.

Народный заседатель привлекается к осуществлению правосудия на срок не более 21 дня в году. При исполнении обязанностей по осуществлению правосудия, народным заседателям предоставляются равные с профессиональными судьями права и обязанности.


ПЛАН УРОКА № 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: