Методы типа «мозгового штурма»

Метод под названием «Мозговая атака» был предложен А.Осборн в 1950 году. Позже этот метод был развит Э.де Боно. Сегодня известно множество модификаций – методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференции идей, коллективной генерации идей, «Брейнсторминга» и т.д. Эту группу методов отличает, прежде всего, подход к итоговому результату – обычно методы нацелены на поиск единственно правильного решения, идеи, мозговой штурм нацелен на генерацию как можно большего количества идей. Мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого числа идей имеется, по меньшей мере, несколько хороших, полезных для решения проблем.

Методы этого типа могут применяться для поиска новаторских идей, как способ сплочения коллектива или как психологический элемент, чтобы «растопить лед» между участниками в начале собрания или группового мероприятия.

Для осуществления этого метода подбирается группа квалифицированных экспертов, желательно, разных специальностей для получения максимально возможного количества идей. Методика мозгового штурма основана на принципе, который назовем «не гасить инициативу». По этой причине в одну группу экспертов не следует включать начальников и их подчинённых, т.к. не всякий подчинённый осмелиться возражать начальнику. Чтобы освободить участников от скованности запрещается и критика высказываний. Обычно при проведении мозговой атаки стараются обеспечить как можно большую свободу мышления участников. Для этого, рекомендуется высказывать и подхватывать любые идеи, даже если они сначала кажутся сомнительными и абсурдными, высказывать как можно больше идей, стараться создавать как бы цепные реакции идей, оказывать поддержку.

Итак, основные правила проведения экспертизы методом типа «мозгового штурма»:

- обеспечивать как можно большую свободу мышления участникам в высказывании ими новых идей,

- не допускать критики,

- не объявлять ложной и не прекращать обсуждать ни одну идею,

- высказывать как можно больше идей.

После завершения этапа генерации идей,приступают к отбору лучших решений. Отбор также может осуществляться группой экспертов. Варианты решения, сравниваются с идеальной моделью решения. Производится отсев всех непригодных вариантов и выбор решения. Другими словами, сначала поле поиска расширяется, а затем сужается до одного варианта.

Рисунок 7.1.1 Основные этапы проведения мозгового штурма

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают:

· Прямую мозговую атаку;

· Метод обмена мнениями;

· Методы типа комиссий;

· Методы судов

· И пр.

Каждая из разновидностей метода имеет свои особенности и специфику проведения. Так, для метод типа суда предполагает образование двух групп: одна должна будет стараться внести как можно больше предложений, вторая должна будет максимально их раскритиковать.

На практике появляются новые разновидности и подобия сессий «мозговых атак» - разного рода совещания-конструктораты, директораты, заседания ученых и научных советов, специально создаваемые временные комиссии и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: