Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах и юстиции

ПД: 1. в широком смысле – д-ть любого должн-го лица, направленного на защиту прав, свобод и законных интересов субъ правоотношений, и обеспечение выполнения ими своих обяз-й

2. в узк. Смысле – д-ть спец созданных для этих целей госорганов, должн-х лиц и иных публичных институтов.

след. признаки:- назначение правоохр. деят-ти – направлена на охрану и защиту прав и свобод и законных… (см. выше)

-правоохр. деятть осущ. только на осн. закона и в соотв. с законом(исключение: в установ. процессуальной форме)

-осушся спец. уполномоченными на то субъектами – правоохр. органами

- правоохр. деятть связана с приминением мер воздействия (гос. принуждения и взыскания). Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения. Функции: 1.осущ-ние судеб. власти и правосудия(выполняется судами);2. организ. и мат-технич. обеспеч. деят-ти судов и управление в области юстиции (минюст и др. органы); 3. прокурорский надзор; 4. выявление и расслед. преступлений и иных правонарушений (органы предвар. след-вия и дознания); 5. оказание квал-й юр.помощи и юр услуг субъ. правонарушений(адвокатура и тд); 6. охрана правопоряд. и осущ-ние гос.безоп.(милиция, КГБ); 7. констит. Контроль, опер-розыск. деят-ть, исполнение суд. решений, охран-ая деят-ть. Правоохранительная деятельность сложна и неоднородна по своему содержанию, что определяет многочисленность органов, ее выполняющих: суд, прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат, правовая служба. Правоохранительной по своей сущности является и деятельность адвокатуры. Поэтому ее также следует включать в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственным учреждением, но ее деятельность носит публично-правовой характер, имеет конституционное значение и обеспечивает охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц. Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры (конфликты), возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, как орган власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.В силу принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции Республики Беларусь), суд не включается в систему правоохранительных органов в узком смысле этого слова и именуется органом судебной власти. Суд завершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительного расследования, определяет конечный результат. Суд восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное. Остальные органы, именуемые правоохранительными, несмотря на важность выполняемых ими задач, осуществляют вспомогательные по отношению к правосудию функции или иные самостоятельные полномочия. Собственно правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию: прокуратуры – прокурорский надзор, органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений, органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции, адвокатуры – оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам. В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства.Этим понятием охватывается их система, структура, формы и принципы организации, полномочия и задачи. Под ней подразумевают всю систему государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона, т.е., начиная с получения информации о совершенном или готовящемся преступлении и кончая пенитенциарными (по действующей терминологии – исправительно-трудовыми) учреждениями, судебными исполнителями (и судебными приставами), исполняющими назначенное судом наказание.Назначение органов уголовной юстиции – обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

4. Правовые источники курса «Судоустройство», их общая характеристика. Правовые источники учебной дисциплины «Судоустройство» – это система законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих задачи, компетенцию и организацию суда и правоохранительных органов, определяющих их систему, состав, структуру и порядок образования, а также исходные начала деятельности.

Источники: Конституция Республики Беларусь, Кодекс о судоустр и статусе судей(принятый ПП 31.05.2006 и одобренный СР 16.06.2006),

1)Конституция не допускает административно-командных методов управления обществом, объявляет человеческую личность высшей ценностью общества и государства.

Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью ее правовой системы.

Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется Кодексом и законами, которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой.

2)КОДЕКС. В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебной власти. Содержит и нововведения, имеющие принципиальное значение для развития органов правосудия и правовой системы. Этот правовой акт регулирует не только компетенцию и организацию общих судов (как было ранее), но и хозяйственных судов и Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус судей всех видов судов и всех звеньев единой национальной судебной системы. Кодекс характеризуется более совершенной законодательной техникой.

К действующим законам, регулирующим организацию правоохранительных органов и адвокатуры, относятся:

- Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 22/-3;

- Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г.;

- Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 г.;

- Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г.;

- Закон РБ «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 г.;

- Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18 июля 2004 г.

К правовым источникам судоустройства относятся Декреты и Указы Президента РБ, постановления Совета Министров РБ, а также ведомственные акты, регулирующие вопросы делопроизводства, статистической отчетности, организации работы судов и правоохранительных органов. Как правило, это утверждаемые Министром юстиции и руководителями правоохранительных органов инструкции, Положения и пр. Источниками судоустройства следует признать и разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающие при рассмотрении судебных дел, даваемые Верховным Судом Республики Беларусь и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь. Они являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.. Нормативность указанных актов высших органов судебной власти, оформляемых в виде постановлений пленумов этих судов,Следует отметить возрастающую роль заключений Конституционного Суда Республики Беларусь в правовой жизни страны. Нормативные акты, признанные этим судом неконституционными, считаются не имеющими юридической силы в целом либо в определенной их части с момента принятия соответствующего акта, если им нарушаются права и свободы человека, либо с момента, определяемого Конституционным Судом.

Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат, иначе говоря, они обязательны для исполнения.

5)Международно-правовые акты как источники судоустройства.Согласно ст. 8 Конституции: РБ признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью ее правовой системы. В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят:

• Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

• Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

• Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.);

• Европейская хартия о статусе судей (1998 г.);

• Основные положения о роли адвокатов (1990 г.);

• Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);

• Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);

• Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.

Перечисленные документы отражают и закрепляют общечеловеческие, универсальные правовые ценности мирового сообщества об организации судебной власти, осуществлении правосудия и иной правоохранительной деятельности.

К общепризнанным принципам можно отнести следующие положения:

• право на эффективное восстановление в правах компетентными, независимыми и беспристрастными национальными судами в разумные сроки;

• обеспечение государством доступа граждан к правосудию и юридической помощи, осуществляемой независимыми адвокатами;

• презумпция невиновности;

• равенство всех перед законом и судом;

• беспристрастность расследования и судебного рассмотрения дел;

• открытое судебное разбирательство;

• право на пересмотр решения или приговора вышестоящей судебной инстанцией;

• особая защита участников процесса, не имеющих возможность ее осуществлять, в частности, несовершеннолетних;

• особая защита лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, лиц, не владеющих языком судопроизводства и некоторые другие положения.

Названные международно-правовые нормы и принципы нашли отражение в белорусском конституционном и судоустройственном законодательстве, а также в процессуальных кодексах.

5. Понятие и назначение судебной власти. Свойства судебной власти. Понятие связано с доктриной разделения власти. СВ - как термин появл. во врем. ВКЛ 1529гг,тогда дейст-ли судеб. уставы. После 1917г термин выпал и понятия СВ не было, в 1955г вошло снова. В РБ термин СВ появ-ся в деклар-ции о гос.сувернитете РБ(ст.7) 1990г. Далее в законах «об основ-х принципах народовластия» и конст-ция РБ (ст 6).

Легал. определения нет! В К и КоССУ: СВ принадлежит судам и осущ-ся посредством конст-ции, гражд., уголов.,хозяйст., и админ-го судопроиз-ва. В концепции суд.-прав. реформы: в организ-но-функциональном плане СВ-это система независ. гос. органов, т.е. судов. СВ - система незав. органов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени гос-ва правовых споров, а также применения предусмотренных законом мер гос. воздействия.

СВ состоит из след. компонентов(назначение СВ):

1.осуществление правосудия(рассм. судом юрид. конфликта);

2.обеспечение исполнения судеб. решений;

3. разъяс-е дейст. закон-ва по вопросам судеб. практики;

4.участие в формир-и судей. корпуса;

5. контроль за ходом предвар. расслед-я по угол. делам и др. Под судебной властью понимаются реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией. В организационно-функциональном плане судебная власть — это система независимых государственных органов — судов, ибо судебная власть осуществляется только специальными субъектами в лице судов и носителей судебной власти — судей.

Судебную власть в государстве осуществляет не один суд, а вся система судов (и судей) страны в целом. Содержанием судебной власти является юрисдикционная (правоприменительная) деятельность по разрешению правовых споров и социально-значимых конфликтов (преступных посягательств), а также судебный контроль за правовым содержанием нормативных актов. В нее входит и осуществление иных ее полномочий связанных с отправлением правосудия: аналитическая, организационная работа, дача разъяснений по применению законодательства и т.п.

Специфичны и цели судебной власти: восстановление нарушенного права и справедливости, обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ.

Судебная власть это вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдик-ционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия.

Ведущая функция СВ — во всесторонней защите прав и свобод человека и гражданина,(не карающая, а правозащитная задача.) Судебная власть выполняет общесоциальную функцию и потому содействует установлению в нем гражданского мира и согласия, стабильности и правопорядка.

Цели судебной власти:

- восстановление нарушенного права и справедливости,

- обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ. Свойства судебной власти

Чтобы судебная власть выполняла свое предназначение, ей должны быть присущи определенные свойства: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность. Самостоятельность и независимость судебной власти – это организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от посторонних влияний на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Законом установлены гарантии судейской независимости (ст. 85 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Самостоятельность и независимость судебной власти выражается и в отсутствии административного подчинения нижестоящих судов вышестоящим, как это имеет место в системе органов исполнительной власти. Решения судов не подлежат утверждению и, вступив в законную силу, становятся обязательными для исполнения на всей территории государства. Самостоятельность судебной власти осуществляется в пределах и порядке, предусмотренных законом, а независимость судей сочетается с их подчинением закону. Судебная власть должна не создавать, а применять нормы права к конкретным жизненным случаям и отношениям. Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Иначе говоря, судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, т.е. является исключительной по своему характеру. Это проявляется и в общеобязательности вступивших в законную силу решений суда, невозможности их отмены даже высшими органами государственной власти, т.е. Парламентом и Президентом. Только вышестоящие судебные инстанции в предусмотренном законом порядке при наличии законных оснований вправе проверить и прокорректировать судебные постановления, вынесенные органами судебной власти. Президент обладает лишь правом помилования осужденных,а Парламент – правом принятия решения об амнистии.

Объективность и беспристрастность суда – неотъемлемое свойство судебной власти, без которых она превращается в свою противоположность, в судилище и произвол.Названный принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств.

При личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела судья подлежит отводу или должен заявить себе самоотвод.

Верховенство судебной власти определяется тем, что она формируется высшей, верховной властью (Парламентом или Президентом). Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени Республики Беларусь, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Судьи в конституционном порядке наделяются полномочиями по отправлению правосудия. Верховенство судебной власти проявляется в ведущем, лидирующем ее положении в системе юстиции. Она контролирует досудебное производство и принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к ее компетенции. Судебная власть проверяет законность действий нотариальных органов и судебных исполнителей. Судебной власти принадлежит окончательное, авторитетное слово по вопросам конституционности законов, декретов и указов Президента, законности действий решений должностных лиц и органов исполнительной власти.Одним из необходимых свойств судебной власти является ее политическая нейтральность. Суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Чтобы избежать политических влияний и пристрастий, судьи не могут состоять членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 36 Конституции Республики Беларусь). Не вправе поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или иных политических акциях, т.е. активно заниматься политической деятельностью. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, поскольку депутатская деятельность носит политический характер. Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержки и признании авторитета выносимых ею решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: